logo
шпоры по философии

14. Досократовская философия.

В развитии антич. фил. выделяют 4 осн. этапа: I. V - IV вв. д.н.э. -определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, -досократики. II. V-IVвв. д.н.э. - классический. Он хар-ся влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.- конец IV - II вв. до н. э. – совп. с эпохой эллинизма.IV. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период. Досократики поставили вопрос о первооснове мира и обращались к проблеме объяснения прир. явлений, движения. Милетская школа известна как первая фил. школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. Первый из ионических фил-ов - Фалес из Милета ок. 640-562 гг. д.н.э. Основой всего сущего Фалес считал воду. Анаксимандр (611-546 гг. д.н.э.) утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), ниизменны й и в вечный .Анаксимен (585-524 гг. д.н.э.) первоосновой считал воздух. С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возник-нием еще одной сильной фил. школы Древней Греции. Основой всего Гераклит считал огонь. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Главным законом мирозд. является борьба противоположностей. Всеобщий закон борьбы и тождества противоположности Гераклит назвал логосом, т.к. по его мнению познание мира сводится к познанию логоса, а огонь и логос эквивалентны. Элеаты. Основателем был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры). Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. У Парменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Перманентно лишь не бытие, которое не существует. Его главное изречение «Бытие есть, а небытия нет». Вторая проблема в творчестве Парменида заключается в вопросе о соотношении бытия и мышления. Он стремился докозать, что бытие и мышление тождественны и как результат и как процесс: «Одно и тоже: мысль о предмете и предмет о мысли». Учеников Парменида был Зенон ок. 460 г. д.н.э. Развивая обоснования неизм-ти бытия, он стремился показать, что изменяющийся мир ничего не имеет общего с реальным бытием, а концепция всеобщей изменчивости невозможна. Для док. использовал метод от противного и опории Самые известные ДИХОТОМИЕЙ, АХОЛЛЕС, где пытался док., что любой путь равен сумме беск. числа счлагаемых, на кот. не хватит никакого конеч. вр. В соотв. с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Пифагора ок. 584-500 гг. д.н.э. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе».Считал , что все состоит из чисел, пытался на основе их раскрыть скрытый смысл явлений. В качестве решения проблемы изменчивости мира предлагалось представить мир из определенных стабильных, пост. эл-тов, образующих его реальную, т.е неизменную часть, а все остальное представить непрерывным потоком в мире видимости. Однако эта проблема так и осталась нерешенной. Древнегреческие атомисты. Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры) учился у Анаксагора. Демокрит создал фил. учение атомистика, согласно кот. первоосновой мира является атом, неделимая частица в-ва. Каждый атом объят пустотой. Пустота – небытие. Разделяет атомы бытие. Сплетение атомов образует вещи. Благодаря атомистике Демокрит попытался практически объяснить причинность в мире. Ему принадлежит разработка научного метода познания, основанного на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении. Выводы: довократики первые поставили вопрос о первооснове мира, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период, а также стремились понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.