logo
шпоры по философии

30. Эмпиризм и рационализм.

Предпосылки д.ля формирования Ф нового времени связаны с переносом интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период и мен-тт место попытки ф. заново обосновать естествознание, соединив експеримент и размышления как основу теорнтическот о метода В 1 7 веке интерес ф был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон развивал учениео индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане проблемы гносиологип Два основных направления ф,: Эмпиризм - направление в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный источник знаний а) ндеалнстич (Есркпн, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта, б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир 2 Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения противоречия "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер, традицию в европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи -совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф учение о субстанции, материя = протяженность Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы Бог сущность, к-ая явл Причиной всего сущего и неболес того. Главная задача чел господство над другими автоматами, когда чел достигнет истинного знания при двух уел 1) знание естественной очевидности и 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - фило-ое воззрение, согласно к-му все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал пдец объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.