logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

О боге духе святом

24. Бог Дух Святой есть третье лицо в торжествующем святом Божестве

и исходит от Отца и Сына, святой кипящий родник радости во всем

Отце, приятное, кроткое и тихое дуновение из всех сил Отца и Сына,

какое было ниспослано пророку Илии при горе Хориве (III Царств, 19,

12) и в день Пятидесятницы апостолам Христовым (Деян. 2, 2).

25. Но если кто-то хочет описать Его лицо, сущность и свойство на

истинном основании, то надо опять прибегнуть к подобию; ибо Духа

нельзя описать, так как Он не тварь, а кипящая сила Божия.

26. Взгляни снова на солнце и звезды; многоразличные и многообразные

звезды, невыразимые и несчетные, они знаменуют Отца. Из этих звезд

произошло солнце, ибо Бог создал его из них; оно знаменует Сына

Божия. Далее, от солнца и звезд произошли четыре стихии: огонь,

воздух, вода, земля, как я покажу потом ясно, когда буду писать о

творении.

27. Теперь заметь: три стихии -- огонь, воздух и вода -- имеют троякое

движение или качествование, но одно только тело. Вот смотри: огонь,

или зной, возникает (рождается) из солнца и звезд, а из зноя

возникает (рождается) воздух, а из воздуха -- вода. И в этом движении

или качествовании -- жизнь и дух всех тварей, а также все, что может

быть названо в сем мире; и оно знаменует Духа Святого.

28. Подобно тому как три стихии -- огонь, воздух и вода -- исходят из

солнца и звезд, все вместе, одна в другой, суть единое тело и

создают живое движение и духа всех тварей в сем мире, так и Дух

Святой исходит от Отца и Сына и создает живое движение во всех силах

Отца. И подобно тому как три стихии движутся в глубине, как

самосущий дух, и создают зной, холод, облака, и изливаются из силы

всех звезд, и все силы солнца и звезд содержатся в трех стихиях, как

если бы они сами были солнцем и звездами, откуда и происходит и где

состоит жизнь и дух всех тварей, так и Дух Святой исходит от Отца и

Сына и движется во всем Отце и есть жизнь и дух всех сил во всем

Отце.

29. Заметь здесь глубокую тайну: все звезды, которые нам видны и не

видны, знаменуют силу Бога Отца; из этих же звезд родилось и солнце,

которое есть сердце всех звезд. И из всех звезд исходит в глубину

сила, какая есть в каждой звезде; сила же солнца, зной и сияние,

также идет в глубину, и в глубине сила всех звезд вместе с сиянием и

зноем солнца составляет нечто единое, одно подвижное кипение как бы

духа или вещества, но только не обладающего разумом, ибо это не Дух

Святой; таким же образом и четвертая стихия принадлежит также

природному духу, но он обладает разумом. Таково же исхождение и из

Бога Отца (в глубину Его), из всех Его сил, и рождение сияния,

сердца, или Сына Божия, в средоточии Его; сравнивают же Его с

круглым шаром солнца, посылающим лучи свои вверх, и вниз, и в

стороны от себя; и исходит сияние вместе со всеми силами от Сына

Божия во всего Отца.

30. Далее, во всей глубине Отца кроме Сына есть еще только

многоразличная и неизмеримая или неис-следимая сила Отца и

неисследимая сила и свет Сына; и это в глубине Отца есть живой,

всесильный, всеведущий, всеслышащий, всевидящий, всеобоняющий,

всевкушающий, всеосязающии Дух, в котором вся сила, и сияние, и

премудрость, как в Отце и Сыне.

31. И как в четырех стихиях сила и сияние солнца и всех звезд, так и

Он во всей глубине Отца: и Он есть Дух Святой, и справедливо

именуется так, и есть третье самосущее лицо в Божестве.