logo search
методичка - лекции для колледжа

2. Даосизм

Основателем его является Лао–цзы (старый учитель). Центральное понятие этого учения – Дао, которое мыслится как всеобщая закономерность мира, первооснова всего существующего. В даосизме подчеркивается трудность постижения дао. Дао бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо в действии. Невыразимое в словах дао понимается как небытие. Дао (небытие) порождает бытие.

Кроме дао есть дэ. Дао – первопричина, которая конкретизируется и материализуется через дэ. В даосизме указывается на противоречивые понятия: высокое – низкое положение; красота – безобразие; добро – зло; жизнь – смерть; процветать – гибнуть и т.д. Лао–цзы считал, что эти понятия противостоят друг другу, сосуществуют и переходят друг в друга.

Даосизм признает самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, бедствий заключается в том, что в обществе нарушается действие дао; вместо естественного дао люди создали человеческое дао, которое служит интересам богатых, причиняет зло бедным. Следовать естественному дао – это значит вернуться к прошлому, к патриархальной общине, где не было ни богатых, ни бедных, эксплуатации и угнетения.

В даосизме отвергается значение знания. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастья. Идея Лао–цзы – управление, "построенное на недеянии". Мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Самым разумным поведением является стремление к спокойствию, к умеренности.