logo
методичка - лекции для колледжа

3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

4. Ильин В.В. О монархии и республике //Вопросы философии- 1991-№ 4,5

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию, - М., 1999

6. Тихомиров Л.Л. Монархическая государственность.- СПб., 1992

------------------------

1. В широком смысле слова политика - это сфера жизни и деятельности людей, связанная с отношениями людей, объединенных в социальные группы, классы, нации, страны. Эти отношения регулиру­ются особыми институтами, организациями, которые в сво­ей совокупности составляют политическую систему общества. Её элемен­ты - государство, политические партии, общественные организации, принимающие участие в политической жизни общества. Политические от­ношения складываются и проявляются в деятельности элементов политической системы общества.

Политика - деятельность личностей, объединений и организаций, направленная на осознание и реализацию интересов общностей в обобщенной форме посредством осуществления и использования власти.

Политические отношения - отношения между социальными субъектами, направленные на завоевание, сохранение и использование политической власти в обществе.

Власть это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей.

Политическая власть - это реальная способность и возможность класса, группы, личности проводить свою волю, выраженную в законах.

Политическая система общества - система государственных и общественных организаций, посредством которой осуществляется политическая власть в обществе (организационно-оформленные субъекты политики, а также используемые ими средства и методы участия в политической власти). В рамках этой системы разрабатываются, принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики.

Политическая жизнь общества - процесс возникновения, функционирования, развития и смены политических систем.

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений, людей, установок, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.

Цель политической деятельности: овладение и удержание власти, удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защиту и реализацию интересов данного общества по отношению к другим обществам.

2. В политическую систему общества входят:

­­1) государственные институты

2) политические партии

3) общественные движения и союзы

4) средства массовой информации

Государство как политическая организация, равная по масштабу обществу, она объединяется публично властными отношениями посредством определенных норм (широкий смысл).

Государство - специальный аппарат управления обществом с помощью политических средств (узкий смысл).

Основные направления деятельности государства:

а) внутренние

- охрана общественного порядка;

- культурно-воспитательная деятельность;

- регулирование и управление в экономической сфере;

- правотворчество касательно указанных направлений в функционировании государственных структур.

б) внешние

- военное строительство;

- сотрудничество с другими странами в области политической,

экономической, научно-технической, гуманитарной.

Организация государственной власти (форма государства) включает: форму правления; форму государственного устройства, политический режим.

-- Форма правления - это состав и порядок образования высших органов государственной власти и их соотношение. Государства могут иметь в основном две различные формы правления:

а) Монархия- такая форма правления, в которой высшая государственная власть представлена одним человеком- монархом.

б) Республика- такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборному органу, избранному на определенный срок

-- С точки зрения способа организации административно-территориального единства государства, особенностей взаимодействия составляющих частей, связи каждого из них с центральной властью - государственное устройство может быть унитарным или федеративным.

а) Унитарные государства: в них существуют единые для всей страны высшие органы государственной власти, осуществляющие суверенитет.

б) Федеративные государства: в них осуществление государственного суверенитета распределено между союзными органами и органами власти государств, входящих в федерацию.

-- Политический режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления политической власти, другими словами – способ взаимосвязи между государством и гражданским обществом. Политический режим бывает: авторитарным, тоталитарным, либеральным, демократическим и анархистским.

Партия - как элемент политической организации общества, выступает как организованная политическая сила, объединяющая граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти, либо для ориентирования власти на достижение этих требований.

Основные функции партии:

  1. Программная (разработка социально-экономической, политической программы, представляемой в качестве альтернативной в парламент).

  2. Политическая (борьба на выборах, формирование правительства в случае победы).

  3. Идеологическая (отстаивание своих идейных позиций в условиях плюрализма).

  4. Организационная (организация внутрипартийных отношений на подлинно демократических началах).

Наряду с государством и партиями в политическую систему входят различные общественные организации. Они создаются как в господствующих, так и подчиненных слоях общества. С ростом классового сознания трудящихся они также создают общественные организации в защиту своих интересов. В капиталистическом обществе это, прежде всего, профессиональные союзы. Кроме того, существуют общественные организации, объединяющие людей одной профессии, одних интересов в проведении досуга и др. (творческие, молодежные, женские, пацифистские, экологические). Основная цель – организация борьбы рабочего класса за улучшение экономического и социального положения.

3. В своей общественной жизни и деятельности люди придерживаются определенных норм и правил поведения. Эти нормы и правила возникают, изменяются и отмирают с развитием общества.

а) С возникновением частной собственности, классов и государства возникает право. На место обычаев и традиций стало право как принудительно-обязательные нормы поведения людей, устанавливаемые государством и выражающими волю экономически и политически господствующего класса.

Правовые нормы складывались в истории общества двумя путями:

а) путем перерастания первобытных обычаев и традиций в нормы права

б)путем правотворчества государственных органов.

Формирование права привело к возникновению в обществе правоотношений. Участники правоотношений выступают как субъекты – носители прав и юридических обязанностей.

Право и правоотношения в конкретных исторических типах общества соответствуют определенному экономическому базису. В правовых нормах государства (в конституциях и других актах) закрепляется экономическое, политическое равенство людей, социальных групп, выражаются их интересы и воля путем установления прав и обязанностей людей и социальных групп.

Право выполняет функции:

1) регулятивно–статистическую – возложение на лиц обязанностей воздерживаться от определенных действий (например, запрет на воровство и хищения);

2) регулятивно-динамическую – предписывает гражданам совершать активные действия (например, защита страны от внешних посягательств);

охранительную – охрана существующих общественных отношений.

Нормы права, с одной стороны, предоставляют людям права и возможности действовать определенным образом, а с другой, - возлагают на людей обязанности, необходимость определенного поведения. Право определяет меру социальной свободы индивида и, в то же время, ограничивает, регламентирует нормативно-обязательные элементы социальной деятельности. Нормы права, юридические законы должны удовлетворять определенным требованиям.

В государстве имеются специальные учреждения, которые разрабатывают и издают законы (законодательные органы), следят за их выполнением (прокуратура), карают за их нарушения (суды, органы охраны порядка) и поддерживают одобренный законом общественный порядок. В государстве существует гражданское, уголовное, трудовое, брачно-семейное, международное и другие области права, создаются своды законов (кодексы).

Право, связаннае с ним правовая деятельность учреждений отражаются и осознаются особой формой общественного сознания – правосознанием. Правовое сознание оперирует такими понятиями как справедливость, законность, общественный порядок, преступление, наказание. Право и правосознание взаимосвязаны. Когда государство устанавливает правовые нормы, оно в ходе воспитания стремится сформировать в обществе правосознание, соответствующее установленному праву. Как и в других формах общественного сознания, в правовом сознании есть обыденное сознание и правовая идеология. Правовое обыденное сознание основывается на представлении о социальной справедливости. С этой точки зрения оно оценивает нормы права и юридическую деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов. Характерно, что обыденное сознание обычно поддерживает идею порядка в обществе.

Правовая идеология – систематизированное выражение правосознания социальных групп. Оно теоретически обосновывает равенство или неравенство людей в обществе, права и обязанности людей и социальных групп, объясняет, что такое свобода и справедливость. Правовая идеология обосновывает назначение правовых отношений, норм и учреждений, структуру и функции законодательства, суда и прокуратуры. В конечном счете правовая идеология ставит своей целью защиту или установление правового порядка (правоотношений), соответствующего интересам определенной социальной группы.

б) Политическое сознание представляет собой отражение социально-классовой структуры общества, политической деятельности. Возникновение политического сознания непосредственно связано с возникновением политики, политических отношений и политических организаций в классовом обществе. Политическое сознание опосредованно отражает также экономические отношения в обществе: экономические отношения социальных групп получают свое продолжение в политических отношениях, а затем – в политическом сознании.

Политическое сознание, как и другие формы общественного сознания, имеет два уровня: обыденный и теоретический. На обыденно-практическом уровне – порожденные политикой чувства, настроения, симпатии и антипатии, иллюзии, надежды (например, чувства вражды и ли дружбы по отношению к определенным социальным группам, политическим деятелям). Обыденное сознание возникает стихийно, на основе практической деятельности людей, влияния непосредственного окружения. В обыденном сознании, с одной стороны, сильно влияние стереотипов, традиций, а с другой, - ему присуще зависимость от меняющегося опыта.

На идеолого-теоретическом уровне – теоретическое выражение взглядов определенного класса (или социальной группы) на политическую жизнь общества, на отношения между классами, нациями. Политическое сознание формулирует цели и задачи, последуемые политическими субъектами в их борьбе за свои интересы. Политическая идеология обосновывает и направляет внутреннюю и внешнюю политику государств, определяет цели и задачи классов, стратегию и тактику партий, систему взглядов не только на современную действительность, но и на перспективу общественного развития. Форма выражения политического сознания – программы и уставы партий, конституции государств, теоретические выступления идеологов, политических деятелей и т.п.

Политическая идеология – важнейшее оружие в борьбе за политическую власть, в защите, обосновании и укреплении определенного общественного порядка и его экономических основ. Убежденность в политическом сознании обычно опирается на политическую теорию, которая выражает экономические и политические интересы людей. Но кроме убежденности есть вера. И здесь очень важную роль играет личность политического деятеля. Политическое сознание, особенно на обыденном уровне, сильно подвержено влиянию личных качеств политических лидеров. В политике логика ученого может оказаться бесплодной, если не соединиться с вдохновением и интуицией артиста. На обыденном уровне часто место убеждения занимает вера политическому лидеру.

Политическое сознание организует социальную активность людей, то есть выполняет (вместе с правом и моралью) регулятивную функцию. В настоящее время стоит вопрос о выработке нового политического мышления. Оно предполагает высокий уровень знаний о власти и политике, стремление к политической активности. Критическое осознание негативных явлений (теневая экономика, коррупция, бюрократизм и т.д.) в рамках нового мышления дополняется конструктивным пониманием новых методов руководства всеми сферами общественной жизни на основе гласности, демократизма, гуманности.