1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
-------------------
1. Философия Нового времени - это философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени развивается в условиях формирования буржуазных общественных отношений, которые и обусловили ее рационалистический характер. Опорой становиться наука, которая стимулирует человека к действию. Основные мотивы философии – познание природы и подчинение ее власти человека, нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель изобретений – человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.
Механистическая теория. Особенно распространены были механистические учения среди ученых и философов 17-18 веков, таких как Фр. Бэкон (1561-1626), Галилей (1564-1640), Гоббс (1588-1679), Декарт (1596-1650):
1) материя есть движущаяся масса, которая состоит из атомов, т.е. мельчайших неделимых далее частиц.
2) атом есть маленькое, протяженное и абсолютно непроницаемое тело обладающее постоянной массой.
3) атом не способен самостоятельно изменить свое состояние покоя или дви-
жения: только под влиянием извне (толчка или давления) производимым
другим телом атом может выйти из состояния покоя или изменить направле-
ние и скорость своего движения.
Философы ставят задачу выяснения соотношения эмпирического и рационалистического методов познания, считая важнейшей задачей философии создание нового метода, т.к. только обладая правильным методом, возможно "добиваться познания всего".
2. Фрэнсис Бэкон – основные мотивы его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. В основе научного познания должны лежать опыты. Бэкон подразделяет опыты на плодоносные и светоносные. Первые приносят немедленный практический результат. Но более ценны вторые, которые, не давая такого результата, проливают свет на глубокие связи природы.
Созидательной части новой философии должна предшествовать разрушительная часть, направленная против причин, задерживающих умственный прогресс. Причины эти заключаются, по мнению Бэкона, в разного рода "идолах", предрассудках, которым подвержен человеческий ум. Бэкон указывает на четыре разновидности "идолов":
1.Идолы "рода". Сама природа человека характеризуется ограниченностью ума и несовершенством органов чувств.
2. Идолы "пещеры". Это – заблуждения, свойственные разным индивидуумам.
3. Идолы "площади" ("рынка"). Они проистекают из некоторых особенностей социальной жизни человека. Это, главным образом, словесная путаница, устаревшие понятия.
4. Идолы "театра". Сюда относятся ложные теории и философские учения, как комедии представляющие вымышленные и искусственные миры. Идолы "рода" и "пещеры" относятся к естественным свойствам ума, идолы же "рынка" и "театра" приобретены им. Врожденные идолы, по Бэкону, искоренить полностью нельзя, но можно, осознав их действие на человеческий ум, предупредить умножение ошибок и правильно организовать познание. Нужно выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений. Таким методом должна стать индукция.
Томас Гоббс ставит задачу выяснения соотношения эмпирического и рационалистического методов познания. Философия должна опираться только на твердый фундамент разума, она не признает сверхъестественного откровения. Процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина наших ощущений – вне нас. Внешние тела оказывают давление на органы чувств и посредством механических процессов вызывают ощущения в мозгу, рождают образы. Для обыденной жизни достаточно знания фактов, даваемых ощущениями. Но для научного знания этого мало, т.к. в науке образуются теоретические утверждения, имеющие всеобщий характер. Путь к научному знанию – в мышлении и языке. Мышление – это построение цепочек образов. Совершенствование познания невозможно без точного научного и философского языка. Для этого необходимо давать определения (дефиниции). Благодаря органам чувств мы знакомимся с целостными вещами, а разумом мы выделяем части, из которых состоят вещи. Гоббс подчеркивает важность анализа в исследовании.
Гоббс развивает социально–политическую концепцию, положив в основу ее идею о двух состояниях человеческого общества: естественном и государственном, гражданском. В первом, естественном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. Отсюда – возникает война всех против всех. Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Главный его признак – наличие суверенной и обязательной власти для всех граждан. Эта власть, считает Гоббс, учреждается путем общественного договора. Заключая общественный договор, люди выбирают верховный орган, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.
Д.Локк исходит из трех основных положений:
1) нет врожденных идей, все знание рождается в опыте и из опыта;
2) разум человека при рождении есть "tabula rasa" ("чистая дощечка");
3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях.
Опыт Локк понимает как индивидуальный процесс. Опыт – все то, с чем непосредственно имеет дело человек на протяжении всей его жизни. Отрицая врожденные знания, Локк вместе с тем не отрицал врожденности потребностей, стремлений и аффектов; но не врожденны законы логики, принципы морали и догмы религии.
В этике Локк развивает концепцию, позднее получившую название утилитаризма. Моральное благо – то, что полезно человеку, моральное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию. Локк указывает, что люди не всегда действуют таким образом, который, исходя из разумных соображений, должен обеспечивать им максимум удовольствий. Разум – главная способность человека. Воля основывается на разуме.
3. Р. Декарт разрабатывает рационалистическую методологию. Люди, по убеждению Декарта, обычно ошибаются не столько в восприятии фактов, сколько в их осмыслении. Основоположения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах.
1. не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью
2. делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3. располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить до познания наиболее сложных
4. делать всюду перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Декарт выдвигает принцип радикального сомнения по отношению к человеческому сознанию. Есть ясное представление – "cogito " ("Я мыслю"). Каждый уверен в факте своего собственного мышления. Если даже мы сомневаемся в факте своего мышления, то несомненно само сомнение. Если существует сомнение, то существует и. мышление. Из факта мышления далее, считает Декарт, мы приходим к выводу о существовании мыслящего субъекта. "Сogito, ergo sum" ("Мыслю, следовательно существую"). Это не вызывает сомнений. Мы имеем представления о предметах, вещах вне нас. Люди, обладающие свободой воли, противостоят природе с ее каузальностью. Отсюда начинается дуализм. Механика не может объяснить сознание и свободу воли. Следовательно, есть две качественно различные субстанции.
Барух Спиноза, в отличие от Декарта, отрицает существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знание. Человеческое исследование мира начинается с чувственного, ограниченного, а потому и неясного представления вещей. Чувственное познание обычно ведет к субъективным.
В основе этики Спинозы лежит его концепция соотношения необходимости и свободы. Субстанция свободна в смысле внутреннего характера ее детерминации, т.е. в отсутствии всякого внешнего принуждения. У модусов свобода отсутствует, т.к. есть принуждение их извне. То же и человек. Чувствуя себя "свободным" в своих мнениях, решениях и действиях, человек в действительности глубоко заблуждается и подобен камню, который, если бы мог рассуждать, воображал бы, падая с горы, что он падает "свободно". Спиноза свободу противопоставляет не необходимости, а принуждению, т.е. насилию. Существует свободная необходимость. Человек может принять, осмыслить, истолковать внешнюю детерминацию как свое собственное добровольное решение. Когда человек не принуждается силой извне, он свободен, но в его поступках есть необходимость. "Стремление жить, любить и т.п. не вынуждено у него силой и, однако, оно необходимо".
Готфрид Вильгельм Лейбниц сформулировал несколько принципов, используемых для построения философской системы.
– Принцип всеобщих различий.
– Принцип непрерывности.
– Принцип дискретности.
– Принцип всеобщей.
– Принцип максимума и минимума.
В основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада – это некоторое духовное образование. Существуют три основные разновидности монад. Низшие в ряду монад – "голые". Они составляют неорганическую природу. Второй класс монад – такие монады, которые обладают ощущениями и созерцанием. Из них состоят животные. Третий класс – души людей. Это – активные сознания, обладающие памятью, способностью к рассуждениям, самосознанию. Каждая монада действует совершенно самостоятельно без всякого воздействия со стороны остальных. Монады при их безграничном качественном разнообразии составляют некоторую систему. Развитие монад идет от низшего к высшему. Развитие монад устремлено в бесконечность. Бог, как самая высшая монада, обладает ясным самосознанием, мышлением, полнотой знаний и сил. Бог бестелесен, он "всецело свободен от тела
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,