logo
методичка - лекции для колледжа

3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 5-9 (Серия «Завтра

экзамен»)

4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-

Дону, 1999.

_____________

Философская мысль в древней Индии зарождается примерно в начале 1 тысячелетия до н.э. К этому времени в Индии сложилась жесткая кастовая структура: люди разделились на брахманов (жрецы, мудрецы), кшатриев (правители, военная аристократия), вайшьев (люди, занятые в торговле), шудр (работники).

1. Древнеиндийская идеология (мифологически–религиозные представления и зачатки философских идей) содержится в Ведах. Веды – первый, дошедший до нас, литературный памятник. В Ведах ("веда" – знание) содержатся религиозные гимны, сведения о ритуале, мифах, социальных отношениях, быте древних индийцев. В ведийском мировоззрении утверждается, что тело человека смертно, душа вечна. Душа переселяется из одного тела в другое (это переселение называлось самсара), в том числе может переселиться в тело животного или растения. Переселение ее в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти (закон кармы). Мудрые, отдавая свою жизнь служению богу, освобождаются от цепей кармы и круговорота рождения и смерти.

В Ведах намечается переход к единому безличному Абсолюту – Брахману. В Ведах имеются и материалистические, натурфилософские идеи.

В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии происходят заметные изменения: происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, развиваются товарно–денежные отношения, усиливается борьба кшатриев, поддерживаемых вайшьями, против брахманов. В этой социально–политической обстановке формируются основные философские системы. Прежде чем рассматривать отдельные философские системы, обратим внимание на общие мотивы философии древней Индии.

2. Всем философским направлениям присуща практическая направленность – душевная тревога при виде зла в этом мире.

3. Традиция подразделяет философские системы древней Индии на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). К ортодоксальным относятся философские школы: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта; к неортодоксаьным: джайнизм, буддизм и чарвака–локаята. Кратко рассмотрим две школы.

а) Ортодоксальные школы

Йога

Термин "йога" на санскрите означает: соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Создателями системы йога счита­ется Патанджали, живший во II веке до н.э. Система йога, представленная Патанджали, состоит из четырех частей:

  1. Говорится о природе, целях и формах йоги, рассматриваются различные методы достижения йоги.

  2. Рассматриваются средства достижения сосредоточения, духовные состояния, приносящие несчастья, причина страданий, средства их преодоления.

  3. Описываются внутренние аспекты йоги, сверхъестественные силы, приобретаемые посредством при­менения ее на практике.

  4. Посвящена опи­санию природы и форм освобождения.

Школа йоги получила особую известность в связи с конкретными пра­вилами психофизической тренировки, которые она предлагала для дости­жения "освобождения". Йога учит, что люди могут изба­виться от страданий посредством ограничения деятельности ума. У человека аффекты – ложные наполнители сознания. "Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов". Патанджали писал: "Самоконтроль, соблюдение (религиозных) предписаний, (йогические) позы, регуляция дыхания, отвлечение (органов чувств), концентрация (на объекте), созерцание и сосредоточение – (таковы) восемь средств (осуществления) йоги ".

Йога исходит из того, что существуют 5 ступеней ду­ховной жизни человека. Это:

Последние две ступени – проводники к йоге. В состоянии нируддха ничего не познается и ничто не мыслится. Здесь я освобождается от мысли о каких бы то ни было объектов. Находясь в этом состоянии я пребывает в своей сущности как чистое созна­ние.

Философия йога заостряет свое внимание на практических приемах очищения и сосредоточения для понимания отличия я oт тела и ума и тем самым для достижения освобождения. До тех пор, пока ум или интеллект человека не счищен, он не может надлежащим образом понимать ис­тину.

Система йога решает проблему ''освобождения'' на пути отказа от внешнего мира и отказа от мышления. Считается, что благодаря практическому применению йоги йогины приобретают особые качества: могут передвигаться куда угодно, принимать любую форму, видеть сквозь закрытые двери, делаться невидимым, приручать любых животных, предвидеть свою смерть. Но система йоги призывает стремиться к завершению восьмеричного пути не ради этих целей, а для достижения освобождения.

б) Неортодоксальные школы