Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
Основной вопрос философии и две его стороны.
Формы материализма.
Формы идеализма.
Диалектика и метафизика.
Литература:
1. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования //
Вопросы философии, 1995.- № 12.
2. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова И.Т.- М.,
1989., гл.1.
3. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.
4. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные
ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 5-9 (Серия «Завтра
экзамен»)
5. Ильин В.В., Юлдашев Л.Г. Современная научная философия: негеоцент-
рический материализм (основы): учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2003.
6. Канке В.А. Основы философии.- М., 2000.- Введение
7. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов.- СПб., 2001.
------------------------
1. Основной вопрос философии имеет онтологическое и гносеологическое основание. По сути, он решает, что такое мир?
Первая сторона вопроса есть вопрос о первичности отношения сознания (духа, мышления) к материи (природе, бытию). Что первично, а что вторично: Материя или Сознание. Исходя из решения этой стороны в истории философской мысли сформировались два направления: материализм и идеализм.
2. Материализм – философское учение, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию.
Материя – это объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и данная нам в ощущениях.
Выделяют три формы материализма:
стихийный материализм древней Греции (представители: Гераклит,
Демокрит и др.);
метафизический материализм Нового времени (представители: Бэкон, Спиноза, Декарт и др.);
диалектический материализм (представители: Маркс, Энгельс, Ленин).
3. Идеализм – философское учение, исходящее из признания первичности сознания по отношению к материи. Идеализм делиться на две линии: объективный и субъективный идеализм.
объективный идеализм | субъективный идеализм |
исходит из признания первич-ности сознания, взятого в форме объекта как сверхъестественного, надындивидуального идеального начала (сознание вне мира руководит его развитием). | исходит из признания первич-ности сознания, взятого в форме субъекта как индивидуального человеческого сознания (мир-это комплекс моих ощущений). |
Вторая сторона философского вопроса есть вопрос о познаваемости мира. Для решения этого вопроса существует две точки зрения:
Первая точка зрения, что мир познаваем. Такие философы называются гностиками (от науки гносеология). Гностицизм – философское учение, признающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют материалисты.
Вторая точка зрения, что мир не познаваем, это агностики. Агностицизм – философское учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. Такую точку зрения разделяют идеалисты. (Объективный идеализм говорит, что мир познаваем частично, до тех пределов, до которых разрешает Сознание (например, Бог), а субъективный идеализм спрашивает: как можно познать мир, если он у в голове?).
Монизм – философское учение, исходящее из признания единственного начала в основании мира (либо материальное, либо идеальное).
Дуализм – философское учение, считающее равноправными и независимыми два начала в основании мира (материальное и идеальное).
4. Метафизика – метод познания, противоположный диалектике, который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности как неизменные и изолированные друг от друга. Отсутствует представление о взаимосвязи явлений.
Диалектика – метод познания (способ мышления), который требует рассматривать все явления окружающей нас действительности с точки зрения их взаимосвязи, противоречивости и развития.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,