Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
История философии. Учебник для высших уч.завед. Ростов-на-Дону, 1999.
Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки, 1990, № 8.
Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.
Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.
М., 1995.
Проблема истины и ее решение в философии / В кн.: Мир философии. Книга для чтения. Ч. I. - М., 1991.
Проблемы истины в современной западной философии. - М., 1987.
Философия: учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д. 2000, с. 446 - 450.
Философия: Учебное пособие. Под ред. проф. Лавриненко, М., 1996.
Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
Хайдеггер М. О сущности истины //Философские науки. 1988, № 4.
---------------
1. В истории философии было предложено несколько концепций в гносеологии, укажем основные:
Эмпиризм – философское направление, которое стремиться построить всё знание на опыте. Представители: Фр. Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли.
Рационализм признает разум, сознание основой познания и поведения людей. К рационализму относятся философы Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Скептицизм: сомнение в возможности достичь достоверного знания.
Агностицизм: только научно обоснованное знание заслуживает
доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Представители: античные скептики, Юм, Мах, Авенариус.
2. Представители мистического рационализма утверждают непосредственность связи человеческого духа со всем миром и даже Богом. Они указывают, что нет непреодолимых препятствий к познанию мира. Они хотят без помощи фактов создать знание сразу путем умозрения (с помощью способности к интуиции). Знание, по их мнению, есть единый живой мир, который представляет из себя несовершенную копию идеального начала, низшую ступень в развитии духа. Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель, Соловьев В.С., Франк С.Л., Лосский Н.О., Флоренский П.А., Лосев А.Ф.
Интуиция:
1) способность познания, отличающаяся от опыта и позволяющая непосредственно воспринимать суть вещей в «озарении».
2) акт восприятия, на основании которого дается очевидное суждение о существовании или не существовании какого-либо предмета.
3) интуиция родственна вере, но обращается не к высшей реальности, а к реальностям нашего мира, не требующим религиозного отношения, хотя нередко говорят о «религиозной интуиции» или «мистической интуиции».
Интуиция характеризуется признаками:
Неожиданность интуитивного решения проблемы.
Непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с этим чувство уверенности в его истинности.
Невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.
Неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.
Метафизический материализм был материализмом созерцательным; процесс познания понимался как результат действия активного объекта на пассивно созерцающего субъекта.
В философии диалектического материализма объектом познания является природа, общество, само познание, сознание. Итак, объект познания - все то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Под субъектом познания понимается носитель познавательной активности; социальная природа субъекта познания определяется его местом в системе общественных отношений, принадлежностью к социальной группе.
Диалектико-материалистическая философия утверждает связь познавательного процесса с практикой.
3. В процессе познания знание не только получается, но и оценивается. Знание можно оценивать с разных точек зрения: полезности, важности, применимости. Главное место занимает оценка знания с точки зрения его истинности или ложности.
Истина – соответствие знания своему предмету объективной действительности.
Конечно, как знание истина проявляется в субъективной форме, ее формулирует человек, но понятие истины характеризует знания не с точки зрения субъективной формы, а с точки зрения их объективного содержания. На пути движения к объективной истине истина сосуществует с заблуждением, иллюзией, фантазией; относительно изменчивое, приблизительное знание – с устоявшимся, точным, абсолютным. Говоря о ложном, нужно отличать заблуждение от лжи - преднамеренного и сознательного искажения истины. Заблуждающийся же принимает ложное за истинное. И преднамеренная ложь, и заблуждение сходны в том, что они не соответствуют объектам.
Чтобы установить истинность знания, нужно использовать определенный критерий истины, способ проверки и обоснования знания. Вопрос о критериях истины есть вопрос о ее идентификации, выявлении и понимании. По мере развития философии предлагался ряд критериев истины:
ясность и очевидность (Декарт).
признание большинством
“экономию мышления” (Мах - что просто, что экономно мыслить)
то, что полезно, выгодно людям (прагматизм)
проверяемость в чувственном опыте (неопозитивизм)
логичность и доказательность (Р.Карнап)
ценность
авторитетность
Нетрудно убедиться, что все такие критерии страдают субъективизмом. Диалектико-материалистическая философия не отрицает значения этих критериев, но необходимый объективный критерий - практика. Это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир. Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,