logo
методичка - лекции для колледжа

4. Моизм

Основатель школы – Мо Ди (Мо–цзы. ок. 475–395). Мо–цзы, изучив конфуцианство, по ряду позиций стал его противником. Небо, его желания должны быть ориентиром для жизнедеятельности людей. Но люди могут и не следовать желаниям неба. Нет рокового предопределения в жизни людей, нет судьбы.

Мо–цзы говорит о семи бедах в государстве. Это:

Моисты уделяли большое внимание проблемам познания. Фактически они первыми в древнекитайской философии начали изучать процесс познания, источник знания, пути познания, критерии истины. Мо–цзы выступал против учения Конфуция о врождённом знании. Знание получается от соприкосновения с вещами. Для познания необходимы три условия: органы чувств человека, соприкосновения чувств с вещами и образ, ощущение – как результат соприкосновения органов чувств с вещами.

Чувственный опыт является источником и критерием истинности знания. Критерий истины – в коллективном опыте. Но одно чувственное познание недостаточно. Мо–цзы рассматривал познание как процесс раскрытия причин явления, раскрытия сходства и различия между ними, разделение по родам. Этот процесс идёт как накопление фактов, исследование накопленного фактического материала, осмысливание его. Чувственные данные – это материал для исследования, результатом которого становятся понятия. Знания должны применяться и приносить пользу людям.