2. Даосизм
Основателем его является Лао–цзы (старый учитель). Центральное понятие этого учения – Дао, которое мыслится как всеобщая закономерность мира, первооснова всего существующего. В даосизме подчеркивается трудность постижения дао. Дао бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо в действии. Невыразимое в словах дао понимается как небытие. Дао (небытие) порождает бытие.
Кроме дао есть дэ. Дао – первопричина, которая конкретизируется и материализуется через дэ. В даосизме указывается на противоречивые понятия: высокое – низкое положение; красота – безобразие; добро – зло; жизнь – смерть; процветать – гибнуть и т.д. Лао–цзы считал, что эти понятия противостоят друг другу, сосуществуют и переходят друг в друга.
Даосизм признает самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, бедствий заключается в том, что в обществе нарушается действие дао; вместо естественного дао люди создали человеческое дао, которое служит интересам богатых, причиняет зло бедным. Следовать естественному дао – это значит вернуться к прошлому, к патриархальной общине, где не было ни богатых, ни бедных, эксплуатации и угнетения.
В даосизме отвергается значение знания. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастья. Идея Лао–цзы – управление, "построенное на недеянии". Мудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Самым разумным поведением является стремление к спокойствию, к умеренности.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,