logo
методичка - лекции для колледжа

5. Фацзя (школа легистов)

Эта школа сложилась в IV в. до н.э. Школа сосредоточила свои условия на проблеме управления государством.

Если в конфуцианстве говорилось об управлении на основе ритуала и традиций, то в легизме сначала были предложены иные концепции. В противовес управлению на основе ритуала, добродетели легисты пропагандируют управление на основе закона. Необходимость управления на основе закона обосновывается тем, что человек от природы зол. Изначально звериное, заложенное в человеке, не может быть изменено воспитанием, но проявления его могут быть предотвращены системой наказаний и поощрений. К человеку нужно подходить как к порочному существу.

Существуют четыре причины гибели государства:

  1. Приказы вообще не издаются – это называется уничтожением.

  2. Приказы издаются, однако по пути к народу задерживаются чиновниками – это называется загораживанием.

  3. Народ вообще не стремится ,чтобы его чувства дошли до правителя, – это называется преградой, отрезающей правителя от народа.

  4. Народ стремится, чтобы его чувства дошли до правителя, но по пути они задерживаются его приближёнными – это называется посягательством на права правителя.

Закон не установлен – вот причина, вследствие которой появляются уничтожение и посягательство, загораживание и преграда. Законы должны быть жёсткими. Строгие наказание нужны для того, чтобы люди боялись закона. Законы должны быть едиными, обязательными для всех. Награда и наказания – "два рычага" в руках правителя, использующего их для поддержания власти. Чтобы в государстве был порядок, нужно иметь много наказаний и мало наград; карать жестоко, внушая трепет; жестоко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей подозрительностью, слежкой и доносами. Легисты говорили, что с изменением социально–политической обстановки в обществе должны изменяться законы.