1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
------------
В русской философии, как и во всякой собственно философской традиции, можно выделить два главных направления – идеалистическое и материалистическое. Эта простейшая классификация служит основанием для множества других, более частных и менее строгих: западники и славянофилы, позитивисты и интуитивисты, марксисты и софиологи, неокантианцы и экзистенциалисты и т.д.
Русская мысль поднялась до философского уровня в XIX веке. Предпосылками русской философии явились церковная книжность Древней Руси, культурное взаимодействие России с Западной Европой, особая социальная прослойка – люди образованные, обладающие досугом.
Первым русским философом по дарованию и темпераменту был П.Я. Чаадаев (1794-1856), первым русским философом в полном смысле слова стал Г.Г. Шпет (1879-1937).
По отношению к западноевропейской философии русская традиция вторична. Ко времени созревания русской мысли круг основных философских проблем был уже очерчен, принципиальные варианты их решения – проработаны. Относительную самостоятельность русские мыслители проявляли в постановке мировоззренческих вопросов (о смысле жизни, о национальном самоопределении, о месте религии в современном мире и т.д.). В развитии философской мысли большую роль сыграли идеи революционно - демократического движения и русского космизма.
Если на раннем этапе социал-демократического движения его идеологом был Плеханов, то в последующем эта роль переходит к Ленину. Ленин формулирует три гносеологических вывода, определяющих содержание диалектико-материалистической теории познания:
1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений.
2. Мир познаваем. В нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные. Причем решительно никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными, не существует.
3. К процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным.
Отражение действительности в сознании человека есть сложный, противоречивый процесс, совершающийся в чувственной и логической формах. Ленин подчеркивает, что исходным пунктом познания, и его движущей силой является практика. Определение материи может состоять лишь в том, чтобы охарактеризовать ее отношение к сознанию. Но вопрос об отношении материи к сознанию – это основной вопрос философии. Поэтому определение материи должно строиться так, чтобы оно выражало позицию материализма. Отсюда определение: "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении". В этом определении фиксируется материалистический ответ на обе стороны основного вопроса философии.
Ленин говорит, что марксистской философии присуща партийность особого типа. Марксистская философия, во-первых, объявляет о своей классовой позиции, состоящей в защите интересов пролетариата. Во-вторых, принцип партийности марксистской философии предполагает борьбу с буржуазными философскими течениями. В–третьих, принцип партийности означает отношение к буржуазной науке: нельзя верить ни единому слову буржуазных ученых в части общефилософских, гносеологических выводов, но надо, в то же время, использовать их достижения в специальных отраслях наук. Наконец, партийность философии марксизма требует творческой разработки философии на основе обобщения новой революционной практики.
Время сталинизма (1930–1953) – время упадка уровня философского мышления. Идут негативные процессы, закончившиеся "сталинизацией" марксизма, превращения его в догматизированную государственную идеологию. Философия сводится к комментариям к решениям ЦК, выступлениям вождей партии. Анализ философских категорий и проблем считается формализмом, отходом от принципа партийности.
Основная проблема космизма – место человека в космосе. Для космизма в целом характерно убеждение, что, с одной стороны, содержание космоса определяет человеческую природу, а с другой, - что у человечества есть космическая миссия – деятельность человечества должна иметь космический характер. Идеи космизма представлены в русской религиозно-идеалистической философии. Представители естественнонаучной мысли XX века внесли новые идеи в космизм. Это – концепция космического бессмертия человечества (К.Э.Циолковский), эволюция биосферы в ноосферу и проблема автотрофности (В.И.Вернадский), космобиология (А.Л.Чижевский).
Мотивы космизма просвечивают в концепции этногенеза Льва Николаевича Гумилева. Два главных понятия у Гумилева – этнос и пассионарность. Этнос – "коллектив": племя, народ, народность, нация. У всякого этноса есть начало и конец. Между этносами возможны контакты благодаря наличию "комплиментарности". У русских контакты легко устанавливались с "монголоидами", но затруднены с европейцами. Этносы подвержены воздействию "энергетических импульсов", исходящих из космоса. Они вызывают "эффект пассионарности", т.е. высшей активности. Зарождаются "пассионарии", люди особого темперамента и дарований. Они становятся создателями новых суперэтносов, новых государств. Линия прохождения "пассионарного толчка" образует "зону этнических контактов".
Официальная идеология начала XX века базировалась на принципе "православие – самодержавие – народность". Немалое место в умонастроениях начала века занимали национализм и антисемитизм. Пропагандировалась идея союза государства и церкви, распространяется тенденция к компромиссу религии и философии, веры и разума. Русская церковь враждебно относилась к так называемому богоискательству, к своеобразному наполнению религиозной формы сознания философскими элементами. В начале века возникло много спиритуалистических и масонских кружков и обществ, распространяется мистицизм. В начале XX века в России сложилось религиозно-философское направление, поставившее своей главной задачей – создание нового религиозного сознания.
В рамках религиозно-идеалистической философии были различные концепции: Новое религиозное сознание (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев), философия всеединства (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Д. Франк), интуитивизм (Н.О. Лосский), иррационализм (Л.И. Шестов), философская концепция журнала "Логос" и движение к новой метафизике (С.И. Гессен, Ф.А. Степун, И.А. Ильин) и др.
После Октябрьской революции 1917 г. религиозная философия в России оказалась под запретом. Философы и ученые обязаны были придерживаться философии марксизма-ленинизма.
Николай Онуфриевич Лосский развил интуитивизм. Он говорит, что существуют два учения о мире. Согласно первому, элементы абсолютны и существуют безотносительно. Второе учение - это "органическое мировоззрение". Лосский принимает вторую концепцию. Существует реальность, бытие. Эта реальность существует в пространстве и времени. Кроме того, существует идеальное бытие, например, идеи формы, порядка, которые необходимы для реального бытия, "однако они недостаточны для осуществления его". Эти "начала" не имеют творческой силы, не могут сами себя реализовать. Но есть третий вид бытия - "конкретно-идеальное" бытие. Лосский говорит, что в предшествовавшей философии подходами к такому пониманию третьего вида бытия были понятия Нуса, монады, абсолютной идеи. Сам же Лосский вводит понятие о "субстанциальных деятелях".
Лосский говорит, что вражда, зло проистекают из эгоизма субстанциальных деятелей. Эгоизм преодолевается единодушным, соборным творчеством. Термин "интуиция" у Лосского обозначает "непосредственное созерцание" субъектом не только своих переживаний, но и предметов внешнего мира. Лосский предлагает координационную теорию восприятия. Он считает, что воздействия на отдельный орган чувств и физиологический процесс в коре головного мозга - не причина, производящая содержание восприятия, а стимул, побуждающий познающее я направлять свое внимание и акты различения на реальные объекты мира. Лосский говорит, что интуиция - "непосредственное созерцание бытия в подлиннике".
Своеобразную "философию диалогизма" развивал М.М.Бахтин. Он исходил из представления о незавершенности, свободной открытости человека. Человек нетождественен с самим собой, к нему неприложимы конечные атрибуты и навязанные закономерности. Бахтин говорит, что ключ к раскрытию сущности человека – в диалогизме, который включал в себя религиозный аспект.
В 80-е годы в стране сложились явно выраженные направления философской научной работы:
-- новое прочтение Маркса (Э.В. Ильенков, Л.А.Маньковский, Б.М.Кедров).
проблемы диалектической логики (Г.С.Батищев, В.С.Библер).
проблемы диалектико-материалистической онтологии (В.П.Бранский, В.В.Ильин, А.С.Кармин).
проблемы сознания и гносеологии (А.С.Спиркин, Д.И.Дубровский).
методология науки (А.И.Ракитов, В.С.Степин, Е.А. Мамчур).
философская концепция деятельности (М.С.Каган, В.Н. Сагатовский).
теория культуры, эстетика (Ю.М.Лотман, П.С.Гуревич).
человек и социальная жизнь (Б.Т.Григорян, И.С.Кон, В.Ж.Келле).
В эти же годы создавались многотомные труды, ставившие целью сформировать современное видение диалектического материализма. В философских кругах широко распространено мнение, что основы марксистской философии выдержали испытание времени; в то же время необходимо внести определенные коррективы в ряд положений социальной философии, антропологии и других областей философского знания, учесть те результаты, которые были получены во внемарксистской философии.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,