1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
-----------------
1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель считает, что движение индивидуального сознания повторяет процесс развития сознания общества. Духовная культура человечества предстает как единый закономерный процесс. Всякий переход сознания от одной ступени к другой основывается на противоречии между предметом и его понятием, между явлением предмета и его сущностью. На первой ступени знание имеет чувственный характер. Следующей ступенью развития сознания является самосознание. В самосознании – единство понятия и предмета, тождество субъекта и объекта. Продолжается развитие сознания переходом от самосознания к разуму. Разум, наблюдая мир, старается найти в природе вещей свою сущность и выразить ее в форме законов, которые управляют отношением между внутренним и внешним миром. В конечном счете, выясняется, что в основе развития сознания лежит некоторая внутренняя сущность самосознания и предметной деятельности, субъективного и объективного – абсолютный дух.
Дух проявляется в природе как ее первоначало, в обществе, в произведениях искусства, в религии. Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии – "абсолютной идеей". Идея есть деятельность; она есть устремление к цели и к совершенствованию. Целью идеи служит истина. Деятельность идеи возможна потому, что идея диалектична, ей присуще диалектическое противоречие. Идея познает себя, ставя себя перед собой в виде объекта. Идея творит мир и человека в целях самопознания. Система Гегеля включает в себя 3 части: логику, философию природы и философию духа. Логика, по Гегелю, – наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи к самой себе.
Гегель начинает свою логику с понятия чистого бытия. Это – абстракция, совершенно лишенная определений и потому равная своей противоположности – ничто. Мысль о бытии вообще настолько бессодержательна, что совпадает с мыслью о небытии. Но бытие и ничто не только тождественны, но и отличаются друг от друга, так как бытие указывает, что мышление есть, а ничто указывает, что мышление еще не развито. Таким образом, единство бытия и ничто вовсе не есть тождество, а заключает в себе различие и требует объединения. Единство бытия и ничто образует третье понятие – становление. Становление – конкретная, наполненная содержанием, категория. Все предметы находятся в процессе непрерывного изменения, перехода в другое состояние, т.е. становления.
Категория становления отрицает предыдущие категории. Здесь нужно отметить, что у Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего–то, а его развитие. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин "снятие", который означает вместе упразднение и сохранение. В становлении бытие и ничто находятся в снятом виде.
Результат становления Гегель называет наличным бытием. Это уже бытие, присущее реальным предметам. Отличие одного предмета от другого зафиксировано в понятии качества. Качество есть определенность, тождественная с бытием; если исчезнет данное качество, нечто становится другим. Выходя за пределы нечто, мы получаем другое, но это другое также является конечным, за его пределами лежит новое другое и так без конца. Подобную бесконечность Гегель называет дурной бесконечностью. Здесь конечное и бесконечное не связаны друг с другом.
Истинная бесконечность не исключает конечное, а включает в себя и имеет конечное не вне себя, а в себе. Истинная бесконечность содержит в себе некую замкнутость, завершенность. Кругообразная линия, возвращающаяся к своему исходному пункту, служит выражением понятия истинного бесконечного; круг всегда считался символом бесконечности. В истинной бесконечности исчезло отношение к другому, осталось лишь отношение к себе. И Гегель вводит категорию для–себя–бытие – законченное и в то же время бесконечное бытие. Эта категория далее используется для перехода к новой категории – количеству.
Количественные изменения не устраняют бытия предметов, количество и качество индифферентны друг к другу. Так, лес остается лесом, будет ли он больше или меньше, красное остается красным, будет ли оно темнее или светлее. Но только до известного предела, за которым наступает качественное изменение. Равнодушие количества к качеству есть обманчивый призрак. Изменение одного приводит к изменению другого. Несколько увеличенных расходов сначала не имеют значения, однако, если они накапливаются и продолжаются, возникает расточительность, которая и в частной, и в общественной жизни приводит к экономическому разорению. Единство количества и качества есть мера. Этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, скачкообразно. Подлинное развитие идет лишь через появление новых качеств, это – всеобщий принцип. Цепь скачкообразных качественных изменений образует "узловую линию отношений меры". Бытие переходит в сущность. На уровне бытия мир состоит из отдельных предметов. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия.
Сущность Гегель рассматривает в трех аспектах:
– как отраженную в самой себе;
– как проецированную на бытие, т.е. как явление;
– как единство предыдущих моментов, т.е. действительность.
Анализ первого аспекта сущности Гегель начинает с понятия тождества. Сущность выступает прежде всего как тождество, равенство самому себе. Но этому абстрактному тождеству Гегель противопоставляет тождество конкретное, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены; нет двух вещей, до такой степени несходных, чтобы они не могли быть сравниваемы в различных отношениях, с разных сторон. Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них едина. Различие, доведенное до предела, есть противоположность. В этой противоположности самому себе состоит сущность противоречия. Противоречие, говорит Гегель, движет миром. При анализе сущности как основания Гегель прежде всего рассматривает категории формы и содержания. Он отмечает неразрывную связь содержания и формы. Нет бесформенного содержания, как не существует и бессодержательной формы. Чтобы что–то произошло, необходимо соединение основания и условий. Следствие вытекает из основания лишь если дана совокупность условий. Если налицо все условия данной вещи, она вступает в существование. Существование отличается от бытия своей опосредованностью. Существование – это бытие, которое обрело основание.
Второй аспект сущности, как проецированной на бытие, – явление. Сущность в своем существовании есть явление. Это значит, что сущность не может быть в "чистом виде", сама по себе; она существует только в явлениях. Последние тоже не существуют сами по себе, они – выражение определенной сущности. Между явлением и сущностью нет непереходимой грани. Сущность является, а явление существенно.
Основание определяющее явление, есть закон. В разнообразии и смене явлений закон есть нечто постоянное. Закон остается, между тем как явления сменяются. Закон есть постоянный элемент в смене вещей, поэтому Гегель называет закон основою мира явлений.
Поскольку сущность и явление не существуют сами по себе, в "чистом виде", их единство составляет третий уровень учения Гегеля о сущности – действительность. От существования действительность отличается двумя признаками, которые делают ее более содержательной категорией: эти признаки – возможность и необходимость.
Действительность – это не просто осуществленная возможность, но и реальные возможности дальнейшего развития, которые открываются перед тем, что существует сегодня. Реальную возможность следует отличать от возможности абстрактной. Но для осуществления абстрактных возможностей необходимо изменение условий. Абстрактная возможность при изменившихся условиях может стать возможностью реальной, т.е. войти в действительность и осуществиться.
То, что реально возможно, говорит Гегель, – необходимо. Необходимость – компонент действительности. Саму же действительность следует понимать как деятельную, разумную действительность. Действительно только то, что неотвратимо, вызвано существенными, закономерными факторами.
Но необходимость всегда облачена в форму своей противоположности – случайности. Случайное есть нечто такое, что может быть, а может и не быть, может быть таким, а может и не быть таким, чье бытие имеет основание не в самом себе, а в другом. Задача науки – познать необходимость, скрытую под видимостью случайности.
Учение о сущности завершается категорией причинности. Причина – то, что предшествует данному явлению и генетически с ним связано. Причина порождает действие. Причинная связь – момент универсальной зависимости явлений. Если мы в действии видим активное начало, воздействующее, в свою очередь, на причину, то мы переходим к понятию взаимодействия. Взаимодействуя, причина и следствие как бы меняются местами: действие становится причиной и наоборот.
За взаимодействием лежит понятие, как основа, определяющая течение любого процесса. Если учение о бытии и о сущности Гегель называет объективной логикой, то учение о понятии – субъективная логика.
Субъективная логика начинается с рассмотрения понятий, суждений и умозаключений. Гегель стремится установить познавательную ценность различных видов суждений, рассмотреть в фигурах силлогизма отношения вещей и т.п. После того, как понятие прошло свои формы развития в виде суждения и умозаключения, субъективное делается объективным. Объективность есть всеединство вещей. Это универсальное единство есть не объект, а чистое, отличное от всех объектов понятие, противостоящее всем объектам. Это понятие – цель. Логика завершается анализом истины. Гегель выступает против сомнений в возможности достигнуть истину.
2. Истина есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Частные науки показывают действительность лишь с какой–то одной стороны, абстрактно, поэтому они не знают истины. Истина – предмет философии, где знание обретает свою многосторонность, конкретность. Но истина, по Гегелю, – не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Истина предметна, ее нужно не только узнать, но и осуществить. Истина предстает в двух моментах – теоретической и практической. Единство теории и практики образует "абсолютную идею". Здесь достигается вершина логического саморазвития духа.
3. За логикой в системе Гегеля следует философия природы. Логическое развитие идеи предшествовало природе, при этом развитие идеи – не во времени. Категория времени появляется только в природе. Само же развитие во времени будет совершаться позже, на ступени "духа", т.е. в жизни человека и общества.
Превращаясь в природу, абсолютная идея опредмечивает себя, тем самым отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде телесных единичностей, к которым относится и человеческая телесность. Идея создает природу, чтобы из природы возник человеческой дух, познание. В природе нет развития, хотя в ней видна система последовательных ступеней, высшая из которых – жизнь. Философия природы включает механику, физику и органическую физику.
4. Заключает систему Гегеля философия духа. Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопознание идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и кончая абсолютным знанием. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.
5. Феноменология изучает сознание, самосознание и разум. Сначала человек смотрит на себя как на нечто, противоречащее объекту. Затем он познает себя, изучает свою личность через личность другого. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира, "распредмечивает" объективный мир.
В психологии Гегель рассматривает формы знания и деятельности человека, взятые без содержания. Это – восприятия, представления и мышление, чувства и воля. Эти формы наполняются содержанием на следующих этапах – в сфере объективного и абсолютного духа.
Учение об объективном духе имеет дело с правом и нравственностью. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального "я", а в практике человеческого рода.
Исходным пунктом права является свободная воля. Потребности побуждают людей к обладанию вещами. Человек реализует свои потребности в частной собственности. Первая заповедь права – будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых. Воля личности должна проявиться не только в чем–то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Если мораль характеризует личную позицию индивида, то в нравственности проявляются формы общности людей: семья, гражданское общество, государство. В этих социальных институтах дух обнаруживает себя как нечто объективное.
Гражданское общество – это социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе. Неравенство людей установлено природой и усугублено гражданским обществом – до уровня различия в имуществе и культуре. На страже собственности стоит суд. Правосудие устраняет из жизни общества чувства и мнения, их место занимает закон. Учение об объективном духе – учение об истории.
В эстетике Гегель считает, что истинно прекрасное – в духе. Прекрасное в природе – отражение красоты духа. Красота – чувственная форма истины.
Переходя к религии, Гегель говорит, что религиозное переживание – необходимое, но недостаточное условие веры. Любое чувство – случайно, субъективно, индивидуально, а бог должен быть познан в его всеобщности, разумом. Религиозный культ, регламентирующий жизнь народа, закладывает основы государственного порядка.
Финальная ступень гегелевской системы – философия. Гегель рассматривает историю философии. Она – путь к истине. Ни одна философская система не исчезает бесследно. Каждая последующая ступень в развитии философии необходимо вытекает из предыдущей и вбирает в себя все ценное, в ней содержащееся. Философия – эпоха, схваченная в мыслях. Финальной формой самопознания духа, считает Гегель, является его собственная система; она – абсолютная истина.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,