logo
методичка - лекции для колледжа

Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.

  • Новейший философский словарь. - Минск, 1999.

  • Поппер К. Логика научного исследования, 1935.

  • Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1995.

  • Формальная логика/под ред. проф. Чупахина И.Я., Бродского И.Н.- Л., 1977.

  • Философия и методология науки/ под ред. Купцова В.И. - М., 1996.

  • Философия: Учебное пособие/ под ред. проф. Лавриненко В.Н. - М., 1996.

  • Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1997.

  • -----------------

    1. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, человеке и обществе и включающая в себя все условия и моменты производств (учёных с их знаниями и способностями, с разделением и кооперацией научного труда; экспериментальное и лабораторное оборудование; методы исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации; сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства, которые могут быть одной из форм отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия).

    Наука понимается и как система знаний и как деятельность, направленная на получение знаний. Наука – система знаний о логических и числовых закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль знаний. Научное знание может быть охарактеризовано со следующих позиций:

    Наука рассматривает (три ступени науки):

    1) Идеальное бытие природы как пространство и время. Задача на этой ступени - это измерение пространства и времени, определение моментов того, что является прошедшим, настоящим и будущим.

    2) Неорганическую природу. На этой ступени наука изучает материю, как движение, тяжесть, химический процесс, энергию и т.д.

    3) Органическую природу. Предметом изучения является определение потребностей животного или растительного организма.

    2. Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование. На каждой из этих стадий с помощью определенных познавательных процедур получаются специфические формы знания.

    По способу познания науки бывают эмпирическими и рациональными. Науку следует рассматривать как систему ступеней, необходимо возникающих одна из другой, но не так, что одна производит другую. Указанная последовательность стадий обусловлена тем, что конечная цель научного исследования - раскрытие сущности изучаемого класса явлений, т.е. объяснение этих явлений. Но прежде чем объяснять эти явления, нужно их описать. Эту задачу решает эмпирическое исследование, поэтому именно с него и начинается научное исследование.

    После того, как изучаемая предметная область описана, делается попытка объяснить ее с помощью имеющегося теоретического знания. Когда на этом пути не удается достичь успеха, возникает необходимость в новом теоретическом знании. При этом оказывается, что принципиально новое теоретическое знание не может быть получено ни посредством индуктивного обобщения опытных данных, ни посредством дедуктивного вывода из старого теоретического знания. Приходится прибегать к помощи творческого воображения, фантазии, интуиции, т.е. к умозрительному исследованию, которое генерирует новые идеи, на основе которых затем разворачивается теоретическое исследование, формируется новая теория.

    Философские предпосылки науки пронизывают как теоретический, так и эмпирический уровни науки и связаны со стилем мышления определенной исторической эпохи. В наибольшей степени не свободен от философских предпосылок теоретический уровень познания (например, дискуссия, которая развернулась вокруг проблем квантовой механики между двумя направлениями, представителями которых были А.Энштейн и Н.Бор; ее суть состояла в проблеме соотнесения аппарата квантовой механики с окружающим миром). Учёные всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, которые в действительности определяют их общую позицию в исследовании. Разделение научного исследования на уровни не совпадает с делением познавательного процесса на чувственность и мышление. Так, эмпирический уровень не сводится к совокупности чувственных данных, он включает в себя и деятельность мышления, а теоретический уровень также не ограничивается мышлением и включает в себя экспериментальную деятельность. Между прочим, иногда мышление подразделяют на практическое и теоретическое. Можно соотносить эти виды мышления с тем, что первое по преимуществу используется на эмпирическом, а второе - на теоретическом уровне.

    Эмпирический уровень знания – вид исследования, направленный непосредственно на объект и опирающийся на данных наблюдения и эксперимента. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и конструирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер.

    Процедурой эмпирического исследования новой предметной области:

    1) Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств (также приборов) исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий. Результатом наблюдения является чувственный образ (ощущения и восприятия). От обычного чувственного познания научное наблюдение отличается своей целенаправленностью и организованностью. Научное наблюдение обычно связано с решением определенной научной проблемы. Целенаправленность наблюдения связана с наличием предположений, которые вызывают необходимость в наблюдении. Научные наблюдения должны собрать данные, которые могут стать основой для последующих разработок. Чтобы результаты наблюдений давали, возможно, более объективную информацию, необходимо максимально разнообразить условия наблюдения, применять различные приборы. При этом в каждом отдельном наблюдении объект будет выглядеть по-разному, но то сходное, что есть во всех наблюдениях, можно рассматривать как объективную информацию.

    2) В отличие от наблюдения в ходе эксперимента субъект активно воздействует на объект исследования посредством других материальных объектов – экспериментальных установок (инструментов, аппаратов и т.д.). Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами, которыми оснащены экспериментальные установки, отсюда видно, что между экспериментом и наблюдением есть тесная связь.

    Формы эмпирического знания:

    1) Научный факт – исходная форма эмпирического знания. Факт науки - достоверное знание, отображающее объективно существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных.

    2) На следующем этапе эмпирического исследования осуществляется сравнение вновь полученных фактов между собой и с ранее зафиксированными. В результате такого сравнения могут быть обнаружены зависимости фактов, т. наз. эмпирические законы.

    3) Высшей формой эмпирического знания (об изучаемой предметной области) является т. наз. феноменологическая конструкция, представляющая собой дедуктивную систему, построенную на основе эмпирических законов, из которых дедуктивно выведены следствия.

    Дальше – задача объяснения полученного эмпирического знания. Когда это не удается с использованием уже имеющегося теоретического знания, нужно выходить за рамки старых теорий. Исследование переходит на умозрительную стадию.

    Умозрительное исследование начинается с “идеализации” имеющегося знания. Объяснение эмпирических данных, эмпирических законов предполагает переход с уровня явления на уровень сущности. С помощью идеализированных объектов исследователь стремится устранить факторы, мешающие проникновению в сущность. После формирования идеализированных объектов исследователь ищет и использует некоторый структурный образ. Элементы этого структурного образа замещаются идеализированными объектами, в результате чего в финале получается умозрительное понятие (конструкт). Например, Кеплер для понятия о всемирном тяготении использовал структурный образ магнита, притягивающего железо.

    В создании идеализированных объектов и умозрительных понятий важную роль играет творческое воображение и интуиция. Это проявляется в выборе способа идеализации, нахождении структурного образа, замещения его элементов идеалами. Далее, умозрительное исследование продолжается в форме сопоставления и связи конструктов между собой и с имеющимися понятиями. Результат – высказывания, содержащие конструкты (умозрительные принципы). Например, Галилей, представив в воображении идеальный шар, катящийся по идеально гладкой, строго горизонтальной плоскости, пришел к выводу, что в этих условиях шар не остановится. Это умозрительное высказывание (умозрительный принцип) впоследствии легло в основу сформулированного Ньютоном принципа инерции.

    Из некоторой совокупности умозрительных принципов можно дедуктивным путем сконструировать систему утверждений (умозрительную концепцию). Практически можно, исходя из разных умозрительных принципов, создать много умозрительных концепций. Завершается умозрительное исследование анализом умозрительных концепций, отбрасывания некоторых и выделения для последующей работы других.

    Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории. Умозрительных принципов может быть очень много, поэтому нужно как можно больше ограничить множество их, принимаемых для теоретического исследования. Здесь существенную роль, кроме их проверки на осмысленность и непротиворечивость играет философское мировоззрение исследователя. Он не будет работать с теми умозрительными принципами, которые противоречат его философскому мировоззрению.

    Теоретический уровень знания – вид исследования, направленный на всестороннее познание объективной реальности и связанный с совершенствованием и развитием понятийного аппарата наук. Теоретический уровень предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явления. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению понимания эмпирического уровня.

    Методы теоретического уровня познания:

    1) абстрагирование - метод научного исследования, связанный с отвлечением, при изучении некоторого явления или процесса от их несущественных сторон и признаков;

    2) идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

    3) эксперимент с идеальными моделями

    4) индуктивный метод

    5) гипотетикодедуктивный метод

    Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью для решения исследовательских задач.

    Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение (“верификация”) гипотезы превращает ее в теорию и наоборот, опровержение (“фальсификация”) отбрасывает гипотезу как ложное предположение.

    Теория выполняет две основные функции: объяснения и предсказания. Созданием формальных аксиоматических теорий достигается не только логическая строгость. Формальные аксиоматические теории имеют и эвристическую ценность. Как правило, формальная теория может иметь различные интерпретации, она может относиться не к одной, а к целому классу предметных областей. Это дает возможность для своеобразного “переноса” информации, полученной при изучении одной предметной области на другую.

    3. На деятельность ученого оказывают воздействие философские принципы, категории и законы. Ученый, приступая к исследованию, “настраивается” на то, что ему нужно найти, объяснить (качественные и количественные стороны изучаемых объектов, их функциональные зависимости, пространственные и временные характеристики, законы). Существование этих аспектов изучаемых объектов в общей форме предполагается заранее, а каковы их конкретные формы – должно обнаружиться в ходе исследования. Иначе говоря, в уме исследователя есть некоторая общая картина атрибутов любой предметной области, и он конкретизирует ее в исследовании определенной предметной области.

    На деятельность ученого влияет гносеологический, методологический аспект его мировоззрения. У ученого до начала конкретного исследования имеются общие представления о средствах, методах исследования. И он выбирает для себя те или иные познавательные процедуры и сферы деятельности. Отсюда вытекает стиль научно-исследовательской работы. Один склонен к эмпирическому исследованию, другой – к умозрительной деятельности и т.д. Формы и методы исследовательской работы не могут выбираться совершенно произвольно. Чтобы получить объективно-истинную информацию, исследователь “вынужден” использовать такие методы и приемы, которые соответствуют объекту исследования (например, изучение количественных параметров объекта предполагает использование именно количественных методов, а не каких-то других).

    При переходе от умозрительного исследования (при ограничении множества умозрительных принципов) к теоретическому большую роль играет философское мировоззрение исследователя.

    На научное исследование влияет и социально-аксиологический аспект философии. Социальные факторы влияют на выбор проблем, научные интересы ученых, характер подготовки научных кадров.

    На науку оказывает влияние не только философское мировоззрение, наука живет в мире многих сфер общественного сознания – морали, религии, искусства, а также испытывает влияние общественного бытия - экономики, политики. В свою очередь, другие сферы общественной жизни подвергаются воздействию науки.