3. Логическое познание
Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов и связано с языком. Логический образ формируется на основе других логических образов. Мышление – обобщающее познание, это черта человеческого мышления. Формы логического познания:
1) Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений. Объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия “нация” входят признаки: язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.
Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации). Понятие бывают наглядного и ненаглядного содержания. Наглядные понятия – это такие понятия, содержание которых может быть раскрыто на одном объекте (например, кошка, ложка, стол). Ненаглядные понятия – этоо такие понятия, содержание которых не рассматриваются на одном объекте (например, грусть, любовь).
2) В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение (например, «я – студент») состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия: S - P).
3) В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (называемых посылками) получается новое суждение (называемое выводом, следствием). Существуют разновидности умозаключений:
-- дедуктивные умозаключения (в которых мысль идет от общего к частному, например, “Все люди смертны”, “Иван – человек”, отсюда следует – “Иван смертен”)
-- индуктивные (в которых мысль идет от частного к общему, например, “Железо электропроводно”, “Медь электропроводна”, “Серебро электропроводно”. Вывод: “Все металлы электропроводны”).
-- традукция (умозаключения, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова)
Логический строй мышления, законы и формы, правила рассуждений имеют общечеловеческий характер. Конечно, у различных народов, социальных групп, личностей содержание мыслей различается, поскольку оно зависит от мировоззрения, конкретных знаний, убеждений и т.д., но логический строй мышления остается одним и тем же. Если бы было не так, был бы невозможен обмен мыслями и взаимопонимание.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,