logo
методичка - лекции для колледжа

Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.

  1. Человек как фундаментальная категория философии

  2. Природное и социальное в человеке

  3. Соотношение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”

  4. Структура потребностей человека

  5. Личность и общество. Проблема отчуждения

  6. Проблема смысла жизни

Литература:

1. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские

науки. 1991.- № 1.

2. Ватин Н.В. Человеческая субъективность. - Ростов н/Д., 1984.

3. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной

природы человека. - М., 1976.

4. Дубинин Н. Что такое человек. - М., 1983.

5. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999, С. 524 - 589.

6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. 2-е

изд. - М., 1984.

7. Камю А. Человек и его судьба. - М., 1988.

8. Кассирер Э. Опыт о человеке // Философские науки. 1991.- № 7.

9. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. - № 10

10. Пико Д.М. Речь о достоинстве человека. / /Эстетика Ренессанса. -М., 1981

11. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991

12. Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975

13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987

14. Франк С.Л. Духовные основы общества // Русское зарубежье. - М., 1991

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990

16. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии.

//Избранные философские произведения. Т.1. - М., 1955

17. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990

18. Фуко М. Надзирать и наказывать. - М., 1999

19. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы филос., 1989.- № 2

20. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой

свободы и связанных с ней предметах //Сочинения в 2 т.: Т.2. - М., 1989

--------------

1. Философский подход к человеку связан с задачей выявления его сущности, детерминации его поведения. Начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление божественного начала. В материализме древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Душа понималась как “носительница” внутреннего духовного мира человека (сознания, эмоций, разума). В эпоху Возрождения сделан акцент на деятельность, активность, человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного “Я”. Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется в социальных условиях, с развитием общественной практики. В качестве условия человеческого бытия рассматривались: воля (Шопенгауэр), труд (Маркс), свобода (Сартр), общение (Ясперс), язык (Хайдеггер), игра (Хейзинга). Таким образом, по мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность.

2. Антропосоциогенез - процесс взаимообусловленного становления человека и общества. В процессе антропосоциогенеза происходит постепенное вытеснение биологических закономерностей закономерностями социальными.

Человеческое сообщество биологически относится к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). С животным миром человека объединяет семейство, отряд, класс и тип, в биологической природе человека не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяют его из всего живого мира. Однако видородовые признаки Homo sapiens приобретены им благодаря анатомо-физиологическим изменениям:

-- переход к прямохождению и высвобождение рук;

-- использование в основном мясной пищи;

-- увеличение объема мозга и изменение (за счет использования мясной

пищи) его биохимической структуры.

Диалектико-материалистическая философия, с учетом достижений современной науки, также утверждает биосоциальную природу человека. При рассмотрении достаточно системы детерминаций процесса становления человека необходимо учитывать единство природно-биологических и социальных факторов этого процесса. Дальнейшее развитие сознания определяется обществом: какова социальная среда, такова и выросшая в ней, воспитанная данным сообществом личность, тип ее сознания.

3. Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (на онтогенетическом уровне). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность.

Каждый нормальный человек, включенный в культуру, овладевающий ей, способный самостоятельно принимать решения и несущий за свои поступки ответственность перед обществом – личность. Процесс становления личности – это процесс социализации индивида.

Индивид - каждый человек как представитель человеческого рода в целом. Человек как личность всегда обладает индивидуальностью - своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность — не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности.

Содержание личности:

-- биологические особенности;

-- психологические особенности (темперамент, характер (это совокупность устойчивых черт личности, определяющие типичные для нее способы поведения), способности);

-- социальный аспект (мотивы, установки и ценностные ориентации, социальная роль)

4. У каждой личности есть своя композиция потребностей. Выделяют базисные и вспомогательные потребности:

а) витальные (биологические: в пище, воде и т.д.). Квазипотребность и потребность в экономии сил отличают витальные потребности человека от потребностей животных;

б) социальные (потребность принадлежать к группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, быть объектом уважения). Потребность в идеологии отличают социальные потребности человека от потребностей животных; идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, её отношения к общественным явлениям, программы её действия

в) идеальные (когнитивные – потребность в познании окружающего мира и самого себя). Потребность в мировоззрении отличают идеальные потребности человека от потребностей животных;

а) вооруженность (защита);

б) преодоление препятствий на пути к цели (воля)

Те или иные потребности занимают свое место в шкале ценностей личности. Жизненный путь личности существенно зависит от того, как сочетаются эти потребности и ценности у личности. Иерархия базисных потребностей определяет доминанту аксиологии (ценностные иориентации личности). Вспомогательные потребности рпределяют характер личности и манеру поведения.

Ценность – духовные, социальные и материальные блага, которые являются объектом стремления человека (содержание интересов личности).

Классификация ценности по носителю:

    1. личные, индивидуальные («я стремлюсь»);

    2. групповые, социальные (семья, студенчество);

    3. государственно-национальные;

    4. общечеловеческие (носителем являются прогрессивные слои общества).

5. Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Содержание проблемы взаимоотношений личности и общества включает в себя ряд аспектов: соотношение личных и общественных интересов, права и обязанности человека по отношению к обществу. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

-- через воспитание, пропаганду;

-- через перестройку микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества - это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (например, развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т.д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Об отчуждении говорят и в философии, и в социологии, и в психологии, и в эстетике. В первом приближении отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви, неуверенность в себе, моральный нигилизм и т.п.

Отчуждение – это процесс превращения результатов и продуктов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним. Вследствие этого деятельность лишается творческого содержания. Отчуждение имеет свои истоки не только в экономических, но и в определенных социально-политических отношениях, когда осуществляется отстранение народа от руководства государством, специфическая обработка общественного мнения, подавление индивидуальности, разобщение людей.

Процесс отчуждения происходит и в духовной жизни общества. Превращение личности в объект эксплуатации, политического подчинения, манипулирования личностями со стороны господствующих групп порождает в сознании человека разрыв между его желаниями и социальными нормами, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества и т.д. Внешний социальный мир воспринимается как чуждый и враждебный личности. Отчуждение как психологическое явление – это внутренний конфликт, неприятие чего-то, что как бы находится вне человека, но связано с ним. Отчуждение в ряде случаев специально формируется. Примером могут быть межэтнические и межнациональные отношения. Отчуждение здесь находит свое выражение в шовинистических образах “чудовищ”, когда тот или иной народ представляется как неполноценный, недочеловеки. Общение и обособление - противоречивая извечная ситуация в жизни личности. Крайности: конформизм (человек в чрезмерном общении теряет индивидуальность) и отчуждение (человек самоизолируется от других людей, видя в них своих врагов).