logo
методичка - лекции для колледжа

4. Французский материализм

В отличие от деистов, представителей Просвещения, Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах – последовательные материалисты, атеисты. По основным философским позициям французские материалисты представ­ляют единую школу.

Онтология. Французские материалисты утверждают вечность природы, ее несотворенность. Положение о вечности природы французские материалисты обосновывали выводами физики и химии о том, что при всех преобразованиях тел коли­чество существующей материи остается неизменным. Круговорот веществ в природе также дает основание для вывода о вечности материальной при­роды. Материя реально существует и постигается в виде бесконечного мно­жества материальных тел, образованных мельчайшими частицами.

Французские материалисты утверждают объективность пространства и времени, понимая пространство как протяжение тел и связывая простран­ство и время с существованием и движением материального мира.

Важным моментом во взглядах французских материалис­тов было учение об универсальной причинной обусловленности в природе. Все явления в мире необходимы. Случайность трактовали как незнание причинности.

Учение о человеке. Французские материалисты ставили задачу преодоления дуалистической трактовки человека. Человек – целостное материальное существо. Медицина дает достаточно фактов, позволяющих заключить, что функ­ционирование психики имеет своей истинной основой материальную орга­низацию человека.

Гносеология. Французские материалисты продолжают линию сенсуализма. Французские материалисты – сторонники теории отражения. Ощущения – источник познания, но содержание человеческого сознания не сводится к ощущениям. На базе ощущений с помощью памяти формируют­ся мысли. Поскольку явления природы связаны друг с другом, то на основе чувств, отражающих объективную связь вещей, образуются связи понятий, мыслей. Совокупность связанных между собою мыслей составляет науку. Источник заблуждений – ненормальное функ­ционирование нервной системы и деятельность воображения, способность произвольно комбинировать чувственные образы. Воображению как источ­нику заблуждений противопоставляется опыт и размышление. В науке невозможно обойтись без выдвижения гипотез.

Французские материалисты говорили о том, что стимулом познания являются желания, потребности, страсти и интересы. Чем больше у чело­века потребностей, тем сильнее его страсти и разностороннее его инте­ресы, тем более развиты его умственные способности. Философы связывают истину с полезностью. Все истинное в конечном счете полезно для человечества.

Этика. Французские материалисты мерилом добродетели считают соотношение интересов. Без учета интересов других людей нельзя построить нормальную жизнь. Поэ­тому имеет смысл в какой–то мере ограничить себя в пользу других лю­дей, что делается вовсе не из любви к другим, а из любви к себе.

Социально–политические взгляды. Общественный интерес воплощен в системе политических и юридических законов. Дурные законы приводят к противопоставлению частных интересов об­щим, ненормальной жизнью общества. Идеалом для философов было общество, где все владеют собственностью в равной мере.

Атеизм. Французские материалисты вели бескомпромиссную борьбу с религией. Они отстаивали независимость морали от религии. Философы указывали на вред религии, бедствия, которые несли за собой фанатизм, религиозный террор, религиозные войны. Новый общественный строй представлялся им как общество атеистов.