1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
---------------------
1. И.Кант подчеркивал значение самостоятельного мышления как важнейшей характеристике личности. В творческой деятельности Канта различают два периода. В работах первого, докритического, Кант выступает как продолжатель естественнонаучных традиций ХVIII века. В его философских взглядах – материалистические мотивы. В докритическом периоде интерес Канта направлен, главным образом, на изучение природы.
В основе работ, написанных Кантом в "критический" период, лежит убеждение, что разработке проблем философии должно предшествовать критическое исследование познавательных способностей. Сначала нужно поставить вопрос о сущности познания, а затем уже о сущности вещей, а не обратно, как это было в предшествующей философии. На первый план выдвигается теория познания.
2. «Критика» для Канта - это уяснение возможностей и границ познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является то, что у мыслителя получило название «чистого разума». Это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличается от практического разума - способности человека строить свои отношения с другими людьми. Основная проблема критической философии распадается на вопросы: 1) что такое познание? 2) является ли познание фактом? 3) как этот факт возможен? Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, – такое соединение двух представлений, в котором одно из них высказывается утвердительно или отрицательно. Но не всякое суждение есть познание. Все суждения делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения не расширяют наши знания, они их только уясняют. Синтетические же суждения расширяют наши знания, соединяя различные представления, т.е. прибавляя в предикате нечто к субъекту, чего в нем не содержалось. Познание заключается именно в расширении знаний. Поэтому познание состоит из синтетических суждений.
3. Процесс познания включает в себя три ступени:
а) Чувственное познание. Представления пространства и времени по Канту, не выведены из опыта, а предшествуют ему и лежат в его основе. Все свои ощущения человек упорядочивает в пространстве и времени. Чувственность – условие всяких ощущений и впечатлений.
б) Рассудок. Полученные чувственные представления перерабатываются рассудком. Априорными формами являются категории, понятия. Рассудок-это способность мыслить, который создает понятия. Кант говорит, что достоверное знание может быть только синтезом чувственности и рассудка. Существуют априорные категории рассудка. Эти категории – формы, посредством которых чувственно данное связывается в определенные структуры. Рассудок связывает воспринятые факты в суждение. Но чтобы из этих восприятий возникло суждение, необходима категория причины. Кант указывает на 12 категорий рассудка, сгруппированных по три: категории количества, качества, модальности. Чтобы рассудок мог быть применен к данным чувственности, необходима связь между рассудком и чувственностью. Такая связь существует – это сила воображения.
в) Разум. Чтобы рассудок мог составлять синтетические знания из понятий, необходимо условие возможности синтезов рассудка. Разум стремится систематизировать познание, давая принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы. Априорными формами являются идеи. Понятия разума – трансцендентальные идеи, они – "вещь в себе" ("сама по себе"). По Канту, это то, чем являются предметы сами по себе, независимо от познания, вне познания. Предмет как "вещь в себе" – внешний возбудитель ощущений. Во–вторых, "вещь в себе" – это некоторые "умопостигаемые вещи", находящиеся вне опыта (мир как целое, бог, душа). В–третьих, идеалы разума, которые остаются навсегда недостижимыми.
Обращаясь к "вещам в себе" во втором аспекте этого понятия, Кант говорит, что существуют три "трансцендентные идеи" разума: космологическая (мир как целое), психологическая (душа как безусловное единство всех душевных явлений и процессов) и теологическая (идея о боге как о безусловной причине всего сущего и мыслимого вообще).
Когда разум ставит вопрос о мире в целом, получаются антиномии (антиномия состоит в том, что одновременно доказываются два противоречащих суждения А и не – А):
а) вечен ли мир, или он имеет начало;
б) наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в границы;
в) есть ли где–нибудь в мире нечто простое, или же все должно делиться до бесконечности;
г) создается ли что–то свободно, или же все связано цепью естественного порядка;
д) существует ли необходимая сущность, или существование всего зависимо от чего–то внешнего и носит случайный характер.
Кант говорит, что разум ставит три вопроса:
1) Что я могу знать? На это отвечает критика чистого разума (метафизика);
2) Что мне надлежит делать? – Отвечает учение о нравственности.
3) На что я смею надеяться? – Отвечает учение о вере.
4. Что касается психологической идеи, то Кант (объективный идеалист) показывает, что теоретически доказать существование Бога, свободы, бессмертие души невыполнимо (не доказуемо как утверждение, так и отрицание существования бога). Идеи о душе, боге – оказываются идеями "вещей в себе". Непознаваемость «вещей в себе» непреодолимая никаким прогрессом научного и философского познания. Появление антиномий свидетельствует о том, что разум впадает в заблуждение, когда пытается перейти от явлений к познанию "вещей в себе", следовательно, наш разум ограничен. Но мы можем верить в них на уровне практического разума.
Кант утверждает независимость морали от религии; у человека есть моральное чувство, возникающее помимо этической философии, мы называем поступок хорошим, если мы нравственно одобряем его. Нравственная воля содержит максимы и императивы.
Максима – это желание, намерение субъекта поступать определенным образом. В отличие от максим, императивы имеют общезначимый смысл. Императивы говорят, что поступать таким–то образом – хорошо. Императивы бывают двух видов: гипотетический и категорический. Гипотетический императив предписывает поступок, который является хорошим средством для чего–то другого. Главный закон нравственности, "практического разума" – категорический императив. Кант дает следующие формулировки категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Подчиненность поступков человека категорическому императиву – долг. Кант различает легальность и моральность. Бывает, что человек совершает поступки, совпадающие с категорическим императивом, не из сознательного следования ему, а из простого чувства, склонности к таким поступкам, – это действия легальные, но не моральные. Поступок морален только в том случае, если он совершается из сознательного следования категорическому императиву. Взгляд Канта на человека в общем окрашен в пессимистические тона. Он говорит об эгоизме человека, выделяя три вида эгоизма.
– Логический эгоист – всегда уверен в правильности своего суждения.
– Эстетический – удовлетворен собственным вкусом.
– Моральный – пользу видит только в том, что полезно ему.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,