3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
4. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -
М., 1995.
5. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996.
6. Шпет Г.Г. Явление и смысл. - М., 1996.
-----------------
1. Концепция отражения утверждает, что в самой материи лежит свойство родственное ощущению – свойство отражения. Отражение действительности в сознании человека есть процесс, совершающийся в чувственной и логических формах. Свойство отражения материи – это субъективный образ объективной действительности, который зависит от внутреннего субъективного состояния человека. Отражение – это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.
Специфика отражения раскрывается в следующих моментах:
1)Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздействия окружающей среды – отражение-воспринимание.
2)Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов. Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия и внутреннего содержания отражающего объекта – отражение-изменение.
3)Способность объекта сохранять в себе результаты воздействий. Структурные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содержании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонанса в различных акустических и магнитных явлениях особенности структуры одних систем “передаются” и “запоминаются” другими – отражение-“след”.
4)Способность объектов определенным образом реагировать на внешние воздействия. Реакция объекта зависит от его “запомнившихся” прошлых взаимодействий со средой – отражение-реакция.
Формы отражения:
1) Раздражимость - способность организма к простейшим реакциям в ответ на действия специфических физико-химических раздражителей. Формы раздражимости: таксисы (организм отвечает на внешнее раздражение, перемещаясь относительно источника раздражения), тропизмы (неравномерный рост клеток под влиянием света или силы тяжести), настии (изменения организма, обусловленные периодическими изменениями среды).
2) Психика - способность отображать среду в чувственных образах. Формы психики: сенсорная психика, перцепция (образ), интеллект. Усложнение отражения у животных связано с тем, что живой организм ориентируется в среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреждают о возможности появления первых (являются их сигналами).
3) Сознание. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека.
2. Сознание – это сущностный и определяющий способ присутствия человека в мире. Сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами.
Материальной базой сознания является мозг, состоящий из нейронов и глиальных клеток. Нейроны образуют серое вещество больших полушарий головного мозга, подкорковые образования, мозговой ствол, мозжечок и спинной мозг. О сложности организации мозга говорит тот факт, что каждый нейрон имеет в среднем около 5 тыс. контактов с другими клетками и может находиться в 6 разнообразных состояниях. Количество нейронов – порядка 1010. Нервные клетки соединяются в специализированные группы, последние – в рефлекторные цепи. Только такая сложная организация мозга создала возможность для формирования сознательного отражения, сознания.
Биологические детерминанты родового развития человечества:
переход к прямохождению и высвобождение рук;
использование в основном мясной пищи;
общественная среда (труд и общение).
Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека. Структура и способы практических действий с предметами постепенно отлагались в мозге в виде структуры и способа действий с идеальными “моделями” вещей. Мышление формируется как аппарат подготовки целенаправленных материальных действий. Процесс совместного труда, коллективный образ жизни, общение предполагает передачу информации друг другу. Формируется членораздельная речь (язык как средство накопления социального опыта и передачи информации).
Сознание – общественное явление по своему происхождению, по содержанию и по функциям, которые оно выполняет. Но сознание индивидуально по способу своего существования.
3. Структура сознания:
-- память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию.
-- эмоциональные переживания, оценки (радость, печаль, тревога)
-- мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к
определенным действиям.
-- воображение
-- воля - способность сознательно действовать, добиваясь реализации
поставленной цели.
-- самосознание – осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов.
Свойства сознания:
1.субъективность (принадлежит отдельным субъектам и хотя образы сознания объективны (отражают действительность), тем не менее, в них есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия)
2.содержательность (предметность)
3.идеальность (идеальные образы не обладают физическими характеристиками, на них не распространяются законы материального мира (у них нет объема, массы, твердости), не обладают интерсубъективностью).
4. интенциональность (направленность, избирательность)
5. рефлексивность (самоанализ, отражения сознания самого себя)
6.объективируемость (сознание объективируется через поступки, язык, жесты)
Функции сознания:
1. познавательная (память)
2. оценочная (эмоции)
3. целеполагание (мотивация)
4. управленческая (воля)
4. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая когнитивную (познавательную) и коммуникативную (общения) функции в процессе человеческой деятельности. Предпосылками человеческого языка были сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку формируется речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций и побудителя к действиям становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, служат для преднамеренного сообщения.
Возникновение членораздельной речи явилось средством дальнейшего развития человека, его сознания. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций. Язык состоит из знаков. Знак – это любое объективно-реальное свойство, действие, вещь, процесс, способное воздействовать на органы чувств человека и выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого свойства, действия, вещи, процесса объективной или субъективной реальности.
В языке функционируют различные знаки:
-- иконические знаки тождественны замещаемым явлениям.
-- схематические знаки сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями.
-- символические знаки не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами, принимаются в результате соглашения.
Функции языка: а) организация знаний и их хранение (язык закрепляет результаты мышления: по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия); б) объективация сознания; в) коммуникация, передача информации.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,