logo
методичка - лекции для колледжа

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

----------------

1. Исходная идея позитивизма – призыв к преодолению противоположности материализма и идеализма. За образец для философии нужно взять эмпирическую науку, которая нейтральна по отношению к основному вопросу философии. Позитивисты утверждают, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе, нужных в практической жизни, получается в специальных науках. Это знание ("позитивное знание") противопоставляется традиционной философии как "метафизике". Вся традиционная философия должна быть упразднена и заменена специальными науками. Позитивизм объявляет себя воззрением, освобождающим науку от догматических философских концепций, выставляет себя в выгодной роли защитника "положительного", т.е. освобожденного от каких–либо "домыслов" знания, претендует на роль борца за победу науки.

Поскольку частные науки нуждаются в определенной систематизации своих понятий, эту работу должна выполнить философия нового типа, т.е. позитивная философия. Этапы позитивизма: первый позитивизм, махизм и неопозитивизм. Различие между ними в изменении отношения к основному вопросу философии: сначала утверждение о невозможности его разрешить, затем мнение о том, что его можно преодолеть на основе "нейтрального" (не материалистического и не идеалистического) истолкования ощущений и заявление о том, что основной вопрос философии лишен научного смысла.

2. Первый этап позитивизма представлен именами: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер.

Критический рационализм, в основу которого были положены в первую очередь идеи Карла Поппера, стремился ограничить науку - сферу рациональности, от влияния различных форм иррационализма - псевдонауки, метафизики, идеологии. С другой стороны, критический рационализм выступал против всеохватывающего некритического рационализма, долгое время господствовавшего в западной философии. Этот некритический рационализм основывался на принципе, что любое предположение, которое не может быть поддержано доказательством или опытом, должно быть отброшено. К. Поппер показал, что сам этот принцип не может быть подкреплен доказательством или опытом и, следовательно, сам должен быть отброшен. Таким образом, получается, что принятие рационализмом своих оснований - это акт иррационалистической веры. Дальнейшее развитие идеи К. Поппера П. Фейрабендом и Т. Куном еще больше выявили тесную взаимосвязь рационализма и иррационализма.

Наука, по Конту, должна в принципе ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос как протекают явления, а не на вопрос, что они такое в своей сущности. Описание явлений позволяет вывести законы, функциональные отношения между элементами данной структуры. Знание законов дает возможность предсказывать будущее течение событий. Конт под законами понимал функциональные отношения, противопоставляя их причинности, не входящей в компетенцию науки.

Джон Стюарт Милль считает, что мир мы познаем через ощущения. В центре внимания Милля – логические исследования. Формальную логику он рассматривает как главное содержание философского знания. При этом он стремится изгнать из логики всякую философскую проблематику. Он разрабатывает индуктивную логику, считая индукцию методом науки. Сформулировал методы отыскания причинных связей:

Индуктивные методы, согласно Миллю, основываются на важнейшем принципе человеческого познания – вере в единообразие природы. Милль высказывает сомнения в достоверности человеческого познания. Знание, полученное через ощущения, несовершенно; знание, добытое методами индукции, не достоверно, а лишь вероятно. Наши умозаключения в математике, которая считается точной наукой, необходимы только в том смысле, что они следуют из аксиом (исходных допущений), а сами аксиомы основаны на наблюдениях и обобщениях и не более достоверны, чем они.

Основная идеологическая установка Герберта Спенсера – стремление примирить веру и знание, науку и религию на почве агностицизма. Он утверждает, что все учения о происхождении и природе Вселенной (как религиозные так и научные) – непостижимы. Человек имеет дело только с явлениями. Спенсер признает, что есть мир сознания и мир, лежащий вне сознания. Спенсер утверждал, что само развитие науки сталкивает ученых с неразрешимыми тайнами и тем самым подводит к религии. Наука (и в этом Спенсер идет вслед за Контом) не проникает в сущность вещей, занимаясь познанием сосуществования и последовательности явлений. Но если наука – отчасти объединенное знание, то философия – знание вполне объединенное. Задача философии – систематизировать научное знание. Полное объединение осуществляется на основе тех данных, которые накоплены наукой. В этике Спенсер открыто утверждает эгоизм; правила морали определяются борьбой за существование. Отсюда тезис: "Живи сам и давай жить и другим".

3. Следующий этап в эволюции позитивизма - махизм (или эмпириокритицизм) основан Эрнстом Махом и Рихардом Авенариусом.

Мах писал, что он поставил своей задачей не ввести новую философию в естествознание, а удалить из него старую. На деле происходит замещение одного типа философии другим, тяготеющим к субъективному идеализму. Следуя линии Беркли, махисты исходят из того, что все существующее понимается как совокупность ощущений. Мах против понимания материи как объективной реальности. Махисты утверждают, что между физическими и психическими "элементами" существует неразрывная связь, это означает, что материя независимо от сознания существовать не может.

Махисты ввели понятие экономии мышления как цели научного познания и критерия истинности. В махизме завершилась тенденция отрицания основного вопроса философии и противоположности материализма и идеализма.

4. Неопозитивизм – одно из влиятельных направлений в философии ХХ века. В рамки неопозитивизма включают несколько десятков разнообразных концепций. Среди них – логический позитивизм, логический эмпиризм, аналитическая философия, лингвистическая философия, философия науки. Но при множестве вариантов есть нечто общее, позволяющее объединить их в одно направление. Неопозитивизм видит задачу философии не в систематизации специально–научного знания, а в деятельности по анализу языковых форм сознания. Предметов философии должен быть язык, прежде всего, – язык науки, как способ выражения знания. На первый план выдвигается проблема значения и смысла. Неопозитивизм развивался как течение, направленное на анализ методологических проблем: роли знаково–символических средств научного познания, отношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования.

а) Первым вариантом неопозитивизма является логический позитивизм. (Мур, Рассел и Витгенштейн). Для философской позиции логического позитивизма характерно отрицание научной осмысленности понятия объективной реальности и вопроса об отношении сознания к ней. Вопрос о внешнем источнике чувственных данных лишён смысла. Логика и математика понимаются как совокупности дедуктивных построений, опирающихся на конвенции (соглашении). Эта позиция лежит в основе различных концепций в общем русле логического позитивизма.

В ходе эволюции логического позитивизма на первый план выдвигались концепции верификации, физикализма и конвенционализма.

Верификация – это проверка предложений науки на осмысленность, значимость. В результате верификации устанавливается осмысленность, истинность или ложность предложений. Верификация – это процесс установления истинности научных утверждений.

Язык физики – это универсальный язык науки. В соответствии с этой установкой, в качестве протокольных предложений должны быть приняты предложения о наблюдаемых физических объектах. Выраженные исключительно в терминах физики, эти предложения независимы от личностных особенностей восприятия. В логическом позитивизме сильно представлены мотивы конвенционализма.

б) Вторая форма неопозитивизма: лингвистический позитивизм. Если логические позитивисты занимались анализом языка науки, особое внимания обращая на формализованные языки, то лингвистические философы обратились к обыденному языку, делая упор на прагматический аспект (предложена Муром и Витгенштейном).

Центральное понятие философской концепции Витгенштейна – языковая игра, её правила, принятые данным обществом. Слова естественного языка рассматриваются как инструменты для целей общения. Каждое словоупотребление имеет свои правила. Подобно этому, естественный языки допускает возможность бесконечно большого множества языковых игр. Эти языковые игры (употребление языка) возникают естественно, их правила устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями жизни людей. Чем больше разнообразна жизнь, тем более разнообразны средства общения и, следовательно, разнообразны употребления языка.

в) В постпозитивизме нет общепринятой методологической концепции, однако, в нём есть некоторые общие мотивы:

- постпозитивисты начинают с критики методологии неопозитивизма. Заметен отход от ориентации на логику науки к истории науки. Если в логическом позитивизме основное внимание было ориентировано на анализ структуры наличного научного знания, то в постпозитивизме главной проблемой становится развитие научного знания.

- в постпозитивизме отказываются проводить жёсткие границы между эмпирическим и теоретическим знанием, фактом и теорией, контекстом открытия и контекстом обоснования, между наукой и философией. Признаётся осмысленность философских предложений и неустранимость их из научного знания.

Вместо образа науки, как единой системы науки Томас Сэмуэл Кун предлагает образ науки как некоторого социального института, как деятельность научных сообществ. У каждого такого сообщества есть свой способ деятельности, свой стиль мышления, свои критерии научности и рациональности; для обозначения этого Кун предлагает понятие "парадигма", которую принимает коллектив, занимающийся исследованиями. В период революционных преобразований происходит отказ от значительной части ранее признанного и обоснованного знания (фактов, методов, теорий). Смена парадигм – скорее интуитивно, чем рационально обоснованный процесс.

В философии науки возобладала идея релятивизма норм научно–познавательной деятельности. Постпозитивизм включается в общую тенденцию постмодернизма.