2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
1) Типы общественного сознания, вычленяемые по субъекту отражению.
Классы (по месту в системе общественногомпроизводства) – субъекты
классового сознания (буржуа и пролетарии и т.п.);
Нации (по экономической общности) – субъекты сознания нации
(россияне, американцы и т.п.);
Национальности (по этнической принадлежности) – субъекты
национального сознания (русские, немцы, евреи, финны и т.п.);
Професиональные группы (по положению в системе разделения труда) –
субъекты профессионального сознания (моряки, преподаватели и т.п.);
Горожане и сельские жители (по характеру и образу жизни,
обусловленному спецификой деятельности в городе и в селе) – субъекты
городской и сельской ментальности;
Жители различных геоклиматических условий (по характеру и образу
жизни, обусловленному различием географической среды и климата) –
субъекты сознания «северя», «южан», жители горонй местности и т.д.;
Мужчины и женщины - субъекты «мужского» и «женского» сознания (в
основном в сфере психологии);
Возрастные группы (по наличию образа жизни, определенного возраста)
– субъекты сознания детей, молодежи, стариков и т.п.;
Инвалиды – субъекты сознания (в основном в сфере психологии),
формируемого образом жизни, детерминируемым характером
заболевания;
Представители групп, различных по характеру проведения досуга и
отдыха – субъекты сознания, формируемого образом жизни вне сферы
производства (компьютерные фанаты, филателисты, спортсмены-
любители и болельщики и т.п.).
Особое место в общественном сознании занимает так называемое массовое сознание («психология толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом качеств: теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость, теряется свобода. В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Массовое сознание играет немаловажную роль в формировании общественного мнения. В настоящее время развитие средств информации оказывается сильным фактором массовизации общественного сознания. Массовая информация формирует стандарты мышления, поведения.
2) Уровни и сферы общественного сознания вычленяются по характеру отражения объектов в сознании субъектов.
1.Уровни определяются по явленчекому или сущеостному рассмотрению субъектом объекта на:
обыденный, которому доступно расмотрение явления;
научно-теоретический, связанный с проникновением в сущность объекта (в теоретическом сознании раскрываются их законы, причины, противоречия явления общественной жизни).
2.Среди сфер различают:
общественную психологию – эмоционально-образное отражение;
общественную идеологию – отражение объекта в рациональных формах (понятиях, суждения, умозаключениях).
Общественная психология – совокупность чувств, переживаний, мечтаний, привычек, обычаев, которые присущи классу, нации, социальной группе и профессиональному коллективу.
В составе общественной психологии формируются: интересы; ценностные ориентации; представления о будущем; представления о смысле жизни; состояние счастья или несчастья; воля или безволие; убеждения и социальная установка.
Общественная психология формируется двумя путями:
а) стихийно, как переживание условий бытия людей.
б)целенаправленно, через механизмы «заражения» (внушение и подражание). Господствующие слои стараются привить угнетенным массам свою психологию, чтобы массы оценивали события не с позиций своих интересов, а с позиций интересов господствующих слоев.
Объективный ход событий, особенно в периоды бедствий и лишений народных масс, не укладывается в рамки навязываемой психологии, требует иного объяснения. Возникает сомнение в правильности проводимой политики, падает авторитет существующей власти, пробуждается активность сознания. Создаются предпосылки для создания новой идеологии.
Идеология - совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиции той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Создавая теории, идеологи учитывают общественную психологию своих социальных групп и общества в целом. Так как интересы социальных групп различны, их идеологи создают концепции по-разному объясняющие одно и то же общество. Эти концепции могут быть научными, ненаучными и эклектическими. По своей роли в обществе идеология может быть прогрессивной, консервативной или реакционной.
3) Различные формы общественного сознания формируются как отражение общественного бытия.
3. Формы общественного сознания обнаруживаются по объекту отражения, по тому, что отражается. Каждая форма общественного сознания - это некоторый комплекс знаний, идей, чувств, отличающийся от содержания другого комплекса по ряду параметров:
По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественной жизни. Так, мораль отражает отношение личности к другим личностям, к обществу; политическое сознание отображает взаимоотношения между классами, нациями, государствами.
По способу отражения. Так, мораль выражена в нравственных нормах, обычаях, традициях, право - в юридических законах, политическое сознание - в политических программах.
По характеру оценки. В общественном сознании существуют нравственная, эстетическая, политическая и т.д. оценки.
По характеру обратного воздействия на отдельные стороны общественной жизни.
Формы общественного сознания – сферы духовной жизни общества, отличающиеся друг от друга объектом отражения, способом отражения, социальной основой возникновения, ролью в жизни общества:
1) Экономическое сознание – форма общественного сознания, отражающая отношения, связанные с процессом производства, обмена и потребления материальных благ данного общества.
2) Политическое сознание – форма общественного сознания, отражающая политические отношения данного общества и регулирующая поведение масс.
3) Правовое сознание (юридическое) – форма общественного сознания, отражающая действующие в обществе правовые нормы, юридические законы, установленные государством.
4) Нравственное сознание (этическое) – совокупность представлений о моральных нормах поведения людей.
5) Религиозное сознание
6) Эстетическое сознание – отражение существующей действительности, как бытия отдельного человека, общества и природы в категориях прекрасного, трагического, комического и т.д.
7) Экологическое и демографическое сознание
8) Историческое сознание – отражение событийной жизни общества в пространственно - временном бытии.
Все эти формы разделяются на два уровня: обыденный и теоретический.
4. Обыденное сознание отражает общественную жизнь в эмпирических знаниях и социальных чувствах, которые возникают у социальных групп в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении - обмене этими знаниями и чувствами. Процесс отражения общественных явлений сопровождается более или менее сознаваемыми переживаниями. Единство отражения и переживаний образует социальные чувства людей: нравственные, эстетические, религиозные.
1) Мораль – совокупность норм долженствующего поведения людей, регулирующих их отношения как друг к другу, так и к обществу и поддерживаемых силой общественного мнения.
Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия. Общественное мнение выступает как коллективная оценка поведения. Нравственное сознание включает в себя моральную оценку; в акте оценки устанавливается соответствие или несоответствие поступков, образа жизни человека моральным требованиям. Когда оценка обращена на себя (самооценка) возникают такие нравственные чувства, как совесть, стыд, раскаяние. Нужно заметить, что нравственность определяется не одним конечным результатом, а направленностью поведения человека в целом; в морали оцениваются не только поступки людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
2) Религия – совокупность представлений, эмоций, действий, связанных с верой в сверхъестественного. Основная функция – наркотически-компенсаторная. Религиозное сознание имеет своим оппонентом атеизм – учение, направленное на опровержение религиозных взглядов.
Содержание религии как социального явления включает в себя три элемента: религиозное сознание (религиозные чувства, представления, идеи); религиозные культы и религиозная обрядность. Сущность религиозного сознания – иллюзорное удвоение мира: признание наряду с реальным природным и социальным бытием иного, потустороннего мира. Религиозное сознание включает в себя совокупность религиозных чувств, взглядов и представление о боге, бессмертии души .
Объединение верующих для совместного выполнения религиозного культа приводит к возникновению третьего элемента религии – религиозной организации верующих, церкви, во главе которой стоят священнослужители. Церковь – общественный институт, при помощи которого поддерживается религиозный культ, распространяется религиозная вера и объединяются сторонники той или иной религии.
3) Искусство – отражение в художественно-образной форме оценки и восприятия человеком окружающего мира. Выполняет функцию удовлетворения эстетических потребностей личности. Это один из способов отражения, осознания мира и воздействия на него. Эстетическое сознание имеет два уровня: обыденное (восприятие, переживание, оценка эстетических ценностей) и теоретическое (понимание, объяснение сущности эстетических ценностей, процессов их создания и восприятия, которое дает эстетика).
К формам обыденного эстетического сознания относятся:
эстетические чувства (восприятие красоты, прекрасного, возвышенного);
вкусы (способность оценить эстетические ценности);
интересы (стремление воспринимать красивые вещи, произведения
искусства, заниматься эстетической деятельностью);
идеалы (идеальные образы красивых людей, вещей, явлений природы).
Взаимосвязь этих звеньев говорит о системности и структурности эстетического сознания.
В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающий мир в присущих ей специфических средствах (в науке - с помощью понятий, категорий, в праве - в виде законов, в религии - догм, в морали - норм). Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. Искусство реализует ряд общественных функций.
Эстетическая функция. Восприятие людьми произведений искусства является одним из действенных средств формирования эстетического сознания.
Познавательная функция. Объектом познавания в искусстве был и остается человек. Посредством искусства человек приобщается к истории общества, обогащается новыми духовными ценностями.
Воспитательная функция. Искусство влияет на возникновение у людей социальных интересов и оценок.
Компенсационная функция. Расширяя познание человека, воспитывая его, искусство дает ему возможность пережить неиспытанное им, компенсирует недостаток различных переживаний (таких, как счастье, любовь, горе и т.д.), которые нужны ему в жизни.
Гедонистическая функция. Степень воздействия искусства на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении.
Коммуникативная функция - как средство общения между поколениями, народами. Активное сопереживание обогащает личный
опыт художественного восприятия мира.
Оздоровительная функция. Искусство способно снимать психическое напряжение, преодолевать отрицательные стрессы.
Интерес к искусству, знание его является важным показателем духовной культуры человека.
Роль духовных ценностей, общественного сознания всегда осознавались людьми. Существует общественная потребность в создании духовных ценностей и совершенствовании общественного сознания. Это осуществляется в особой деятельности в процессе духовного производства.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,