1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
------------------
1. Эпоха Возрождения – эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эта эпоха характеризуется значительными достижениями во всех областях жизни общества и культуры. Культура эпохи Возрождения связана с развитием естествознания, с великими географическими открытиями.
2. Философии эпохи Возрождения присущ антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, то для Возрождения характерно рассмотрение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители эпохи по–прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривается как деятельная творческая личность. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:
– пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога; философы тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.
– идея тождества микро– и макрокосма, что приводило к своеобразному органистическому мировоззрению, трактующему природу по аналогии с человеком;
– гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;
– качественная интерпретация природы.
В эту эпоху сильно вырос запрос на умственный труд, умножилось число лиц свободных профессий, возникла светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами–профессионалами; они – политические деятели, дипломаты, филологи, поэты – люди новой социальной среды.
3. В эпоху Возрождения складываются новые социально–политические воззрения. Видным представителем их был Никколо Макиавелли. Макиавелли не удовлетворен религиозным идеалом человека, как человека смиренного, отвращающегося от реальной жизни. Он одобрял активных людей, особенно полководцев и правителей государств. Макиавелли рассуждает о судьбе, фортуне и роли активной деятельности человека. Человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоставить им свою волю, энергию, силу. Человеческая деятельность может приспособиться к фортуне, как некоей социальной необходимости. Особенно важно понимание границ возможного для политического деятеля. Макиавелли принимает в качестве принципа государственной морали правило: "Цель оправдывает средство". Макиавелли подчеркивал, что цель политики – не личный интерес правителя, а "общее благо" – создание сильного и единого национального государства.
4. Томас Mop предложить идеал общественного устройства. В первой части книги «Утопия...» – критическое описание современной Мору Англии. Мор высоко оценивает не только умственный, но и физический труд. В Утопии труд обязателен для всех. В Утопии нет никакого противоречия между частным и общим. Всеобщий и свободный труд производит обилие продуктов и вещей, их достаточно для удовлетворения потребностей. Вся продукция доставляется на общие склады, откуда каждый получает по потребности. Цель идеального общества – не только обеспечение материальных потребностей граждан и общества в целом, но и свободное развитие личности. На первом месте у человека – здоровье, которому вредит религиозный аскетизм. Но не нужно увлекаться радостями еды и питья; они должны быть умеренными, чтобы сохранялось здоровье.
Цель человеческого существования – счастье. Счастье же – в "честном и благородном" удовольствии. В Утопии существует веротерпимость; каждый волен мыслить Бога в соответствии со своими понятиями.
Томмазо Кампанелла говорит о том, что существуют две божественные книги, в которых мы черпаем истину – природа и Священное писание. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений. Кампанелла говорил о том, что бог сотворил материю и эти начала. И этим ограничивается его роль.
Кампанелла стремился к изменению социальных порядков, унижающих человека. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. Власть денег приводит к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности.
В книге "Город Солнца" Кампанелла изложил свою социальную программу. У соляриев нет ни бедных, ни богатых. В Городе Солнца труд является не только обязанностью, но и жизненной потребностью всех граждан. Принцип жизни соляриев – евангельское правило: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им. Кампанелла выдвинул идею всемирного единения людей. В нем он видел залог избавления человечества от войн, голода, эпидемий.
Гуманистическая культура охватывала, в основном, образованные слои; духовная жизнь народных масс шла по традиционному религиозному руслу.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,