logo
методичка - лекции для колледжа

В) Механистическая теория материи.

Типичными представителями механистических учений о материи были в Древней Греции Левкипп и Демокрит (между 460-360 до н.э.):

1) материя есть движущаяся масса, которая состоит из атомов, т.е. мельчайших неделимых далее частиц.

2) атом есть маленькое, протяженное и абсолютно непроницаемое тело обладающее постоянной массой.

3) атом не способен самостоятельно изменить свое состояние покоя или дви-

жения: только под влиянием извне (толчка или давления) производимым

другим телом атом может выйти из состояния покоя или изменить направле-

ние и скорость своего движения.

Атомы не возникают и не уничтожаемы, они вечны и неизменны. Атомы неделимы и непроницаемы, потому что они не содержат пустоты. Когда режут ножом яблоко, то нож находит пустые места, через которые можно проникнуть в яблоко. Если бы яблоко не содержало пустоты, оно было бы абсолютно твердым и поэтому физически неделимым. Атомы не поддаются никакому воздействию: не нагреваются, не охлаждаются, не становятся ни сухими, ни влажными и т.д.

Атомы обладают определенной формой: бывают шарообразные, угловатые, вогнутые, крючкообразные и т.д. Атомы разнообразны пo форме, величине, тяжести. Атомы находятся в вечном движении. Изменения в вещах происходят вследствие изменения положения атомов.

Вещи имеют разнообразные качества, которые можно разделить на два класса. Одни, такие как твердость, плотность и др. основаны непосредственно на свойствах атомов (так же, как и вещи, атомы имеют твердость, плотность, величину и др.). Такие же качества вещей, как тепло, цвет и т.п. – качества иного рода, поскольку в самих атомах нет ни тепла, ни цвета и т.д. В этой связи нужно, говорит Демокрит, различать то, что существует "в действительности" и то, что существует в общем мнении". В действительности существуют атомы и пустота, а цветовые, вкусовые и тому подобные качества существуют во мнении (в чувственном восприятии).

Атомисты утверждают всеобщую причинную обусловленность. Утверждение всеобщей причинной обусловленности сопровождается отрицанием объективной случайности. Случайность рассматривается как результат незнания.

Атомисты говорили о смертности души. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе. Никакого загробного существования души нет и быть не может. Разумная часть души находится в грудной клетке.

Познание, считал Демокрит, бывает двух видов: чувственное и рациональное, причем рациональное познание опирается на чувственное. Вещи действуют на органы чувств, причем связь вещей с органами чувств осуществляется посредством особых "образов". Эти образы представляют собой формы тел, которые отпадают от них как внешняя оболочка и воспринимаются органами чувств. Чувственное познание составляет необходимую предпосылку для мышления. Но чувственное познание имеет свои границы. Демокрит считает, что там, где чувства оказываются бессильными на помощь приходит разум. Именно разум постигает основы всего – атомы и пустоту.