1.Место философии в системе научного знания.
Это одна из самых древних областей человеческого знания и духовной культуры , насчитывает 2,5 тыс. лет своей истории.
Философия- греческое слово, произошло от “ филос” и “ София “ и означает любовь к мудрости.
В общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир и место в нем человека. Это означает ,что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках или повседневном жизненном опыте, сколько на строгих и точных абстрактно-логических обсуждениях , требующих обязательной аргументации и доказательств.
Философия дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности.
Философия как и другая любая наука пользуется особым аппаратом понятий и категорий для выражения идей: бытие, сознание, материя, субъект, объект, дух, душа, свобода, истина и др. Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить, кроме теоретических можно выделить ряд основополагающих признаков, которые вместе взятые составляют
специфику философии, как самостоятельной сферы духовной деятельности людей. Вторым признаком является всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем не отдельно взятой личности, а всего человечества, тоже и по отношению к науке. Отсюда следует, что философия не занимается сложением всех научных знаний, а интегрирует их , строит свою систему знаний о мире, разуме, познании, нравственности. Третий признак – ее вечность; проблемы оказывающиеся в центре философского рассуждения актуальны во все времена.
Четвертый признак – универсальность ; для философии характерно стремление обнаружения наиболее общих закономерностей в природе, обществе и человеческом мышлении , и усмотрение за многообразием и изменчивостью единого и абсолютного первоначала. Пятый признак – критичность и рефлексивность. Критичность философии означает свойственную философскому мышлению способность сомневаться и в том , что обычному человеку кажется понятным и в собственных результатах , но это не означает что критичность стремится разрушить установленный порядок вещей . Ее конечная цель рефлексивность , т.е. поиск высшего начала и смысла бытия.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.