logo search
шпоры по философии

1.Место философии в системе научного знания.

Это одна из самых древних областей человеческого знания и духовной культуры , насчитывает 2,5 тыс. лет своей истории.

Философия- греческое слово, произошло от “ филос” и “ София “ и означает любовь к мудрости.

В общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир и место в нем человека. Это означает ,что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках или повседневном жизненном опыте, сколько на строгих и точных абстрактно-логических обсуждениях , требующих обязательной аргументации и доказательств.

Философия дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности.

Философия как и другая любая наука пользуется особым аппаратом понятий и категорий для выражения идей: бытие, сознание, материя, субъект, объект, дух, душа, свобода, истина и др. Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить, кроме теоретических можно выделить ряд основополагающих признаков, которые вместе взятые составляют

специфику философии, как самостоятельной сферы духовной деятельности людей. Вторым признаком является всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем не отдельно взятой личности, а всего человечества, тоже и по отношению к науке. Отсюда следует, что философия не занимается сложением всех научных знаний, а интегрирует их , строит свою систему знаний о мире, разуме, познании, нравственности. Третий признак – ее вечность; проблемы оказывающиеся в центре философского рассуждения актуальны во все времена.

Четвертый признак – универсальность ; для философии характерно стремление обнаружения наиболее общих закономерностей в природе, обществе и человеческом мышлении , и усмотрение за многообразием и изменчивостью единого и абсолютного первоначала. Пятый признак – критичность и рефлексивность. Критичность философии означает свойственную философскому мышлению способность сомневаться и в том , что обычному человеку кажется понятным и в собственных результатах , но это не означает что критичность стремится разрушить установленный порядок вещей . Ее конечная цель рефлексивность , т.е. поиск высшего начала и смысла бытия.