logo search
шпоры по философии

13. Философия Элейской школы. Парменид.

Э. Ш. принадлежит к античной ф. Отличит. черта - формирование нового способа духовного самовыр-я, кот Имеет стройную логич форму, кот характеризуется рациональн постиж мира Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, сгопронсх и сущность Чел-к рассм как неотъемл. часть природы Осн представители э ш Ксенофан - основ школы Считал первонач мира землю -все рожд из земли и уходит в нес Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютный, вечн., бесконечн. космос, сливающийся с природой Мир явл воплощением свойств Бога Ксенофан отрицал значение чувственного позн-я Чувственная данность - видимость, познать сущность мира возм только мыслью. Парменид - четко выр ф позиция э.ш Парменид считал, что ничто не меняется Характеризуя св-ва бытия, отмечает а) бытие не возникло и никогда не погибнет, т. к имеет невременную природу, б) бытие единственно и целостно, те не имеет частей, в) б совершенно (закончено) и неподвижно Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать=быть Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто. Небытие не сущ , т к. о нем нельзя мыслить и говорить Нельзя одновр призн. бытие и небытие П основывается на том, что истина доступна только размышл-ю Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины Чувства не отражают полноты мира Отличие истины и мнения Мнение - противореч. чувств видимость, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия. Э ш. родонач. рационализма, т к подошли к понятийному отражению деист- сти. Разум дает только ист. знание, чувства - путь мнения. Зенон: представитель субъективной диалектики Считал, что сущ лишь то, что возм. логич доказать 40 апорий (неразрешимых затрудн.), напр 1 зерно не издает шум, мешок издает чувственное восприятие ведет к противоречию, словом 1 зерно произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка. Вывод Зенона: разум - орудие достиж-я истины, кот доступна только мышл-ю Рассужд 3, построенные надок-ве, сыграли большую роль в развитии теор мышления. Заслуга э ш - первые стали серьезно анализировать мир чел. мысли.