3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 5-9 (Серия «Завтра
экзамен»)
4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-
Дону, 1999.
_____________
Философская мысль в древней Индии зарождается примерно в начале 1 тысячелетия до н.э. К этому времени в Индии сложилась жесткая кастовая структура: люди разделились на брахманов (жрецы, мудрецы), кшатриев (правители, военная аристократия), вайшьев (люди, занятые в торговле), шудр (работники).
1. Древнеиндийская идеология (мифологически–религиозные представления и зачатки философских идей) содержится в Ведах. Веды – первый, дошедший до нас, литературный памятник. В Ведах ("веда" – знание) содержатся религиозные гимны, сведения о ритуале, мифах, социальных отношениях, быте древних индийцев. В ведийском мировоззрении утверждается, что тело человека смертно, душа вечна. Душа переселяется из одного тела в другое (это переселение называлось самсара), в том числе может переселиться в тело животного или растения. Переселение ее в то или иное тело зависит от поведения человека до его телесной смерти (закон кармы). Мудрые, отдавая свою жизнь служению богу, освобождаются от цепей кармы и круговорота рождения и смерти.
В Ведах намечается переход к единому безличному Абсолюту – Брахману. В Ведах имеются и материалистические, натурфилософские идеи.
В середине 1 тысячелетия до н.э. в Индии происходят заметные изменения: происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, развиваются товарно–денежные отношения, усиливается борьба кшатриев, поддерживаемых вайшьями, против брахманов. В этой социально–политической обстановке формируются основные философские системы. Прежде чем рассматривать отдельные философские системы, обратим внимание на общие мотивы философии древней Индии.
2. Всем философским направлениям присуща практическая направленность – душевная тревога при виде зла в этом мире.
Философия стремится познать причины этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий. Цель философии – понять, как наилучшим образом жить.
Подчеркивается, что земные блага ничтожны.
В философии проводится идея кармы. Необходим самоконтроль над низшим Я, над слепыми животными наклонностями (любовью и ненавистью), а также над инструментами познания и действия – индриями (это: ум, зрение, осязание, обоняние, вкус, органы движения, речи, испражнения и размножения).
3. Традиция подразделяет философские системы древней Индии на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). К ортодоксальным относятся философские школы: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта; к неортодоксаьным: джайнизм, буддизм и чарвака–локаята. Кратко рассмотрим две школы.
а) Ортодоксальные школы
Йога
Термин "йога" на санскрите означает: соединение, участие, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Создателями системы йога считается Патанджали, живший во II веке до н.э. Система йога, представленная Патанджали, состоит из четырех частей:
Говорится о природе, целях и формах йоги, рассматриваются различные методы достижения йоги.
Рассматриваются средства достижения сосредоточения, духовные состояния, приносящие несчастья, причина страданий, средства их преодоления.
Описываются внутренние аспекты йоги, сверхъестественные силы, приобретаемые посредством применения ее на практике.
Посвящена описанию природы и форм освобождения.
Школа йоги получила особую известность в связи с конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагала для достижения "освобождения". Йога учит, что люди могут избавиться от страданий посредством ограничения деятельности ума. У человека аффекты – ложные наполнители сознания. "Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов". Патанджали писал: "Самоконтроль, соблюдение (религиозных) предписаний, (йогические) позы, регуляция дыхания, отвлечение (органов чувств), концентрация (на объекте), созерцание и сосредоточение – (таковы) восемь средств (осуществления) йоги ".
Йога исходит из того, что существуют 5 ступеней духовной жизни человека. Это:
кшипта – рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного объекта к другому;
мудха – бездеятельное, притупленное состояние ума (напр., во сне);
викшипта – относительно умиротворенное состояние;
эгакра – сосредоточенность ума на каком–либо объекте;
нируддха – прекращение всякой деятельности мышления.
Последние две ступени – проводники к йоге. В состоянии нируддха ничего не познается и ничто не мыслится. Здесь я освобождается от мысли о каких бы то ни было объектов. Находясь в этом состоянии я пребывает в своей сущности как чистое сознание.
Философия йога заостряет свое внимание на практических приемах очищения и сосредоточения для понимания отличия я oт тела и ума и тем самым для достижения освобождения. До тех пор, пока ум или интеллект человека не счищен, он не может надлежащим образом понимать истину.
Система йога решает проблему ''освобождения'' на пути отказа от внешнего мира и отказа от мышления. Считается, что благодаря практическому применению йоги йогины приобретают особые качества: могут передвигаться куда угодно, принимать любую форму, видеть сквозь закрытые двери, делаться невидимым, приручать любых животных, предвидеть свою смерть. Но система йоги призывает стремиться к завершению восьмеричного пути не ради этих целей, а для достижения освобождения.
б) Неортодоксальные школы
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,