Глава XXIV
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТЕЛА ЗВЕЗД
Когда теперь все тело природы в пространственно-сти сего мира как бы
застыло в жестокой смерти и, однако, в нем была сокрыта жизнь, Бог
подвигнул все тело природы сего мира в четвертый день и породил из
природы, из взошедшего света звезды, ибо колесо рождения Божия снова
было в движении, как то было от вечности.
2. Хотя оно было в движении уже в первый день и предприняло рождение
в теле поврежденной природы; ибо в первый день отделилась жизнь от
смерти, на второй же день была сотворена твердь между ними, а на
третий день жизнь пробилась сквозь смерть, ибо тогда свет прорвался
сквозь тьму и мертвое тело природы сделалось зеленеющим и подвижным.
3. Ибо на третий день тело природы так жестоко скорбело, пока огонь
любви не возжегся в смерти и свет жизни не пробился сквозь застывшее
тело смерти и не зазеленел из смерти; но на третий день он состоял
только в огневом испуге, откуда возникла подвижность.
4. На четвертый же день свет взошел и воздвиг престол свой в доме
смерти, но смерть не может объять его; как суровое рождение Божие,
пребывающее в самом внутреннем ядре, откуда возникает жизнь, не
может постичь кротости, ни света кротости вместе с духом, который в
кротости, так и мертвая тьма сего мира, а также никакой диавол не
могут постичь света природы.
5. Но свет сияет сквозь смерть, и воздвиг царский престол свой
посреди дома смерти и гнева Божия, и рождает себе из дома гнева
новое тело Божие, пребывающее вечно в любви Божией и непостижимое
для ветхого, зажженного в самом внешнем рождении тела.
6. Ты спросишь теперь: как мне понять это? Я не могу вписать тебе
это в сердце, ибо это дело разума и понимания не всякого, особенно
если дух состоит в доме гнева, а не качествует совместно со светом
Бо-жиим; но я хочу показать тебе это в земных подобиях, чтобы ты мог
прийти к несколько более глубокому смыслу.
7. Взгляни на дерево: снаружи у него жесткая, грубая кора, мертвая и
застылая; однако она не только в смерти, но в немощи; и есть
различие между нею и телом, которое растет под корою; у тела же есть
своя живая сила, и оно прорывается сквозь засохшую кору и порождает
множество прекрасных молодых тел, которые, однако, все коренятся в
старом теле.
8. Кора же -- как смерть и не может постичь жизни дерева, а только
держится на нем и есть покров его, в котором гнездятся черви и тем
разрушают в конце концов и само дерево.
9. Таков и весь дом сего мира: внешняя тьма есть дом гнева Божия,
где обитают диаволы, и она есть поистине дом смерти, ибо святой свет
Божий умер внутри нее. ["Он вернулся в свое Начало; и самую внешнюю
сущность в Боге надо почитать как бы мертвою, хотя она и живет в
Боге, но в ином источнике".}
10. Тело же этого великого дома, лежащее сокрыто под корою тьмы,
непостижимое для тьмы, есть дом жизни, где борются между собою
любовь и гнев.
11. Любовь же непрестанно прорывается сквозь дом смерти и порождает
святые небесные ветви на великом дереве, состоящем из света. Ибо они
произрастают сквозь кору тьмы, подобно тому как ветвь сквозь кору
дерева, и суть единая жизнь с Богом.
12. И гнев произрастает также в доме тьмы и заражением своим
удерживает в плену не одну благородную ветвь в доме ярости в смерти.
13. Таков состав, или содержание, звездного рождения, о котором я
намерен писать здесь.
14. Теперь спрашивается: что же суть звезды? Или из чего они
произошли? Они суть сила семи духов Божиих. Ибо когда гнев Божий
возжжен был в сем мире диаволами, то весь дом сего мира в природе
или в самом внешнем рождении как бы застыл в смерти, отчего
произошли земля и камни. Когда же этот жестокий шлак был согнан
воедино в одну глыбу, то глубина стала чище, но осталась совершенно
темною, ибо свет в ней умирал в гневе.
15. Но тело Божие сего мира не могло оставаться в смерти, и Бог
подвигся со своими семью неточными духами на рождение.
16. Ты должен правильно понять эту высокую вещь: свет Божий, который
есть Сын Божий, не умер, равно как и Дух Святой; но свет, который от
вечности исходил из сердца Божия и освещал природу, рождаемую из
семи духов Божиих, выступил из жестоко поврежденной природы. Оттого
природа сего мира со своею осязаемостью осталась в смерти и не может
постигнуть света Божия, но есть темный дом диавола.
17. После сего на четвертый день творения Бог снова возродил весь
дом сего мира с его качествами и водворил неточных духов в дом тьмы,
чтобы снова породить себе из него новое тело в хвалу и честь свою.
18. Ибо замысел Его был -- сотворить себе вновь из этого дома иное
ангельское воинство, и это должно было совершиться так: Он хотел
создать ангела, каковым был Адам, который должен был породить из
себя подобных себе тварей, и эти твари обладали бы домом нового
рождения; и в средину времени должен был родиться царь их из тела
человека и обладать новорожденным царством как царь этих тварей на
место поврежденного и изгнанного Люцифера.
19. По исполнении сего времени Бог хотел украсить этот дом с его
качествами, как царское правление, и отдать его в достояние этим
неточным духам, чтобы в доме тьмы и смерти они снова произвели
тварей и образы, как они то делали от вечности, пока не было бы
завершено все воинство новосозданных ангелов, каковыми были люди:
тогда Бог хотел заточить диавола накрепко в дом тьмы, в тесный ад, и
снова возжечь в своем свете весь дом, до самого диаво-лова ада.
20. Теперь спрашивается: почему Бог не тотчас же заточил его, тогда
бы он не наделал так много бед? Вот смотри: это было предначертание
Божие, и оно должно было совершиться, чтобы вновь воссоздать себе из
поврежденной природы земли ангельское воинство -- разумей: новое
тело, которое пребыло бы в Боге вечно.
21. Намерение Божие было вовсе не в том, чтобы отдать диаволу всю
землю в вечное обитание, а в том, чтобы отдать только смерть и
ярость земли, которую диавол внес в нее.
22. Ибо чем же согрешил пред Богом салитгер земли, чтобы ему
состоять всецело в вечной срамоте? Ничем: он был только телом и
должен был оставаться в покое, когда диавол восстал в нем.
23. Если бы Бог должен был тотчас же передать его диаволу на вечное
обитание, то из этого места не могло бы быть построено новое тело.
Чем же согрешило теперь в Боге это пространство, чтобы стоять ему в
вечной срамоте? Ничем; это было бы несправедливостью.
24. Намерение же Божие состояло в том, чтобы создать себе из земли
прекрасное ангельское воинство, а также разные образования. Ибо все
в ней и на ней должно было зеленеть и заново рождаться, как то можно
видеть на примере руд, камней, деревьев, зелени и травы, а также
различных животных по небесному образу.
25. И хотя это образование и было преходящим, ибо оно не было чисто
пред Богом, однако Бог хотел в конце сего времени извлечь оттуда, из
нового возрождения, сердце и ядро и отделить от смерти и гнева; и
новое возрождение должно было вечно зеленеть в Боге вне сего места и
вновь приносить небесные плоды.
26. Смерть же земли и гнев в ней должны были стать вечным домом
господину Люциферу по завершении нового рождения; тем временем
господин Люцифер должен был оставаться в плену в глубине над землею
во тьме; там он и находится ныне, и теперь уже недолго ему
дожидаться своего счастья.
27. А чтобы теперь это новое рождение могло совершиться помимо воли
диавола, Творец как бы твар-но родился в своих неточных духах в теле
сего мира; и все звезды суть не что иное, как силы Божий, и в семи
неточных духах состоит все тело сего мира.
28. А то, что звезд так много и так различны действия, то это --
бесконечность, с какою воздействуют друг на друга семь духов Божиих
и порождаются в бесконечном многообразии.
29. То, что рождение или тело звезд не меняется в своем престоле,
как то было от вечности, означает, что должно быть постоянное
рождение, которое бы непрестанно вновь зажигало застывшее тело земли
в однообразном и, однако, бесконечном воздействии, и оно вновь
порождалось бы, равно как и дом глубокой тьмы над землею, и тем
самым могло бы непрестанно рождаться из смерти новое тело, пока не
завершится время и все новорожденное тело.
30. Теперь ты скажешь: но тогда звезды суть Бог, и их надо почитать
как Бога и поклоняться им? До этого и дошли мудрые язычники острым
разумом своим, впрочем далеко превзошедшие наших философов; но
истинная дверь познания оставалась еще сокрытой для них.
31. Смотри: ведь звезды сплочены воедино из Бога; но ты должен
понимать различие между ними, ибо они не суть сердце и кроткое,
чистое Божество, которому должно воздавать честь и поклонение как
Богу; но они суть самое внутреннее и острое рождение, где все
состоит в боях и борении, хотя и сердце Божие непрестанно рождается,
и Дух Святой непрестанно исходит в исхождении жизни.
32. Но острое рождение звезд не может вновь объять сердца Божия,
равно как и Святого Духа; но свет Божий, восходящий в скорбности,
вместе с движением Святого Духа, остается свободным сам по себе как
сердце и господствует в средоточии, в затворе сокровенного неба,
которое из воды жизни.
33. Ибо из этого неба получили звезды свое первое возжжение, и они
суть лишь как бы орудие, которым пользуется Бог для рождения.
34. Это точно такое же рождение, как и в человеке: тело также есть
отец души; ибо душа рождается из силы тела, и когда тело пребывает в
скорбном рождении Божием, подобно звездам, а не в яростном адском,
то и душа человека качествует совместно с чистым Божеством, подобно
тому как каждый член качествует со своим телом.
35. Так и сердце, или свет Божий, непрестанно рождается в теле сего
мира; и это рожденное сердце есть единое сердце с вечным
безначальным сердцем Божиим, которое в небе и превыше всех небес.
36. Не в одних только звездах и из звезд рождается оно, но во всем
теле сего мира; звезды же непрестанно зажигают тело сего мира, так
что везде совершается рождение.
37. Но ты должен хорошо заметить это здесь: свет, или сердце Божие,
берет начало свое не из одних только диких и суровых грубых звезд,
где любовь и гнев пребывают совместно друг в друге, но из того
престола, где непрестанно рождается кроткая вода жизни.
38. Ибо эта вода в возжжении гнева не была схвачена смертью, а
пребывает от вечности и до вечности и простирается во все концы в
сем мире; и она есть вода жизни, прорывающаяся сквозь смерть, и из
нее будет построено новое тело Божие в сем мире.
39. И она содержится в звездах, равно как и во всех концах, однако
нигде не содержится осязаемо и постижимо, но наполняет одновременно
все сразу; есть она и в теле человека; и кто жаждет этой воды и
выпьег от нее, в том загорается свет жизни, каковой есть сердце
Божие, и тотчас изливается Дух Святой.
40. Теперь ты спросишь: как же состоят тогда звезды в любви и гневе?
Смотри: звезды взошли из воз-жженного дома гнева Божия, подобно тому
как возникает подвижность дитяти в чреве матери на третий месяц; но
они получили свое возжжение от вечной неумирающей воды жизни, ибо
эта вода никогда не умирала в природе.
41. Когда же Бог подвигся в теле сего мира, то на третий день
скорбность стала тереться в рождении сего мира: отсюда возникла
молния огня и возжегся свет звезд в воде жизни. Ибо до третьего дня
со времени возжжения гнева Божия в сем мире природа в скорби была
темною долиною и пребывала в смерти; но на третий день жизнь
прорвалась сквозь смерть и началось новое рождение.
42. Ибо столько времени, и ни часом больше, покоился в смерти и
новорожденный царь и великий князь сего мира, Иисус Христос, и вновь
возродил к свету три первых дня творения природы, как и это время
смерти, чтобы это время стало единым временем с временем вечным, и
чтобы не было между ними ни единого дня смерти, и чтобы вечная
любовь и новорожденная любовь из нового тела природы стали единою
вечною любовью, и чтобы не было никакого различия между вечною и
новорожденною любовью; но чтобы новорожденная любовь достигла того
существа, которое было от вечности, а также и сама по себе
простиралась бы в вечность.
43. Так связана новорожденная любовь, взошедшая в свете из воды
жизни в звездах и во всем теле сего мира, с вечной безначальной
любовью, чтобы были единое сердце и единый дух, несущий и держащий
все.
44. В этом возжжении света в звездах и стихиях природное рождение не
всецело превратилось поэтому в святую кротость, как то было до
времени гнева, так чтобы стать ему теперь совершенно святым и
чистым; нет, но оно состоит в своем самом остром, суровом и скорбном
рождении, в котором гнев Божий прорастает непрерывно, подобно
адскому огню.
45. Ибо если бы природа с острым рождением своим совершенно и
всецело превратилась в любовь по праву небесному, то диаволы были бы
снова в святом месте Божием.
46. И ты можешь весьма ясно увидеть и понять это по жестокому зною и
холоду, а также по яду, горечи и кислоте в сем мире, каковые стоят в
звездном рождении, где содержатся в плену и диаволы.
47. Звезды суть лишь возжжение великого дома, ибо весь дом застыл в
смерти, подобно земле; ибо самое внешнее рождение мертво и застыло,
как кора на дереве; звездное же рождение есть тело, внутри которого
восходит жизнь.
48. В теле же своем оно весьма остро; но новое рождение, восходящее
в воде жизни и пробивающееся сквозь смерть, делает его кротким. Но
оно не может изменить ядро острого рождения, а рождается из него, и
сохраняет для себя свою святую новую жизнь, и пробивается сквозь
гневную смерть, и гневная смерть не может объять его.
49. Эти любовь и гнев теперь суть поистине единое тело, но вода
жизни есть небо раздела между ними, так что любовь не принимает в
себя и не постигает гнева и также гнев не принимает в себя и не
постигает любви; но любовь восходит в воде жизни и принимает от
первого и строгого рождения в себя силу, которая в свете и рождается
из гнева, так что новое тело рождается из ветхого. Ибо ветхое,
стоящее в строгом рождении, принадлежит диаволу и есть дом его, а
новое -- царству Христа.
50. Теперь спрашивается: но тогда, значит, не все три лица Божества
пребывают в рождении кротости в сем мире? Да, они все три пребывают
в сем мире в полном рождении любви, кротости, святости и чистоты и
непрестанно рождаются в той же сущности и в том же существе, как то
было от вечности.
51. Вот смотри: Бог Отец так обращается к народу Израиля на горе
Синай, давая им закон: "Я Бог ревнитель, наказывающий ненавидящих
меня" (Исх. 20, 5; Второз. 5, 9).
52. Ты не можешь теперь из этого единого Отца, который гневен, а
также любовен, сделать двух лиц; но это единый Отец, непрестанно
рождающий своего возлюбленного Сына, и от Них обоих непрестанно
исходит Дух Святой.
53. Заметь глубину в средоточии: Отец есть единое существо, который
сам есть все и от вечности непрестанно рождал своего возлюбленного
Сына; и в обоих в молнии, где рождается жизнь, непрестанно
происходил Дух Святой.
54. Из строгого же и сурового рождения неточных духов Отца, где
ревность и гнев, непрестанно происходит тело природы, где пребывает
свет Сына как сердце Отца, непостижимое для природы.
55. Ибо свет в рождении посреди него и он есть обитатель жизни, где
рождается кроткая жизнь Божия из всех сил Отца; и в том же месте
исходит Дух Святой от Отца и Сына.
56. Но теперь эти же силы Отца, которые в возжжении света суть
святой и кроткий Отец и чистое рождение Божие, а восходящий в них
дух есть Дух Святой; острое же рождение есть тело, в котором
непрестанно рождается эта святая жизнь.
57. Когда же свет Божий сияет сквозь это острое рождение, оно
становится совершенно кротким и похоже на спящего человека, жизнь в
котором непрестанно движется, тело же кротко покоится.
58. В этом теле природы и произошло теперь возжжение, ибо из этого
тела были сотворены и ангелы; и если бы они не восстали в своем
высокомерии и не воспламенились, то и тело их вечно пребывало бы в
тихой и непостижимой кротости, как в прочих ангельских княжествах
вне сего мира; и дух их вечно рождался бы в их теле кротости, как и
в теле Божием Святой Троицы, и врожденный дух их был бы единым
сердцем, волею и любовью со Святою Троицей, ибо для того и были они
сотворены в теле Божием, на радость Божеству.
59. Но господин Люцифер захотел сам стать могущественным Богом, и
зажег свое тело, и пробудил в нем острое рождение Божие, и
противопоставил себя светлому сердцу Божию, желая господствовать в
нем своею остротою, что было, однако, невозможно.
60. Но так как он восстал и воспламенился против Божественного
права, то и острое рождение восстало против него в теле Отца и
заключило его в плен в самом остром рождении как гневного сына; там
теперь и его вечное владычество.
61. Когда же теперь Отец возжегся в теле остроты, Он еще не зажег
потому и святого источника, где рождается Его любвеобильное сердце,
так чтобы и сердце Его находилось в источнике гнева.
62. Нет, это невозможно, ибо острое рождение не может постигнуть
святого и чистого; но святое и чистое пробивается сквозь остроту и
порождает себе новое тело, вновь состоящее в кротости.
63. И это новое тело есть вода жизни, которая рождается, когда свет
проникает сквозь гнев; и Дух Святой дает всему образ и вид в ней;
небо же есть раздел между любовью и гневом и есть престол, где гнев
обращается в любовь.
64. Когда ты взираешь на солнце и звезды, ты не должен думать: вот
святой и чистый Бог, и не должен просить или желать чего-нибудь от
них, ибо они не суть святой Бог; но они суть возжженное строгое
рождение тела Его, где борются между собой любовь и гнев.
65. Святой же Бог сокрыт посреди всего этого в небе своем, и ты не
можешь ни видеть, ни постигать Его; душа же постигает Его и звездное
рождение наполовину, ибо небо есть раздел между любовью и гневом и
это небо -- везде, даже и в тебе самом.
66. И когда ты поклоняешься святому Богу в небе Его, ты поклоняешься
Ему в том небе, которое в тебе: и этот Бог проникает светом своим, и
в свете Дух Святой, сквозь сердце твое, и рождает душу твою в новое
тело Божие, господствующее вместе с Богом в небе Его.
67. Ибо земное тело, носимое тобою, и есть единое тело со всем
возжженным телом сего мира, и тело твое есть сын целого, и оно -- как
все существо.
68. И так же, как новое тело сего мира рождается в небе своем,
рождается и твой новый человек в своем небе; ибо все это -- единое
небо, где обитает новый человек твой, и они не могут быть отлучены
друг от друга.
69. Но если ты безбожен, то небо недоступно для твоего рождения, но
доступен лишь гнев, и ты остаешься в другой части звездного
рождения, где восходит суровый и строгий источник огня, и ты
заключен накрепко в смерти, пока не прорвешься сквозь небо и не
станешь жить с Богом.
70. Ибо на месте неба твоего восседает диавол гнева; но когда ты
пробьешься, он принужден будет отступить оттуда, и Дух Святой будет
господствовать на этом престоле; а в другой части ярости нападает на
тебя диавол, ибо это его гнездо, и Дух Святой возбраняет ему; и
новый человек укрывается в небе своем под защитою Святого Духа, и
диавол не знает нового человека, ибо он не в доме его, а в небе в
твердыне Божией.
71. Я пишу это как слово, родившееся в небе своем, где непрестанно
рождается Святое Божество и движущийся дух восходит в молнии жизни;
там и родились это слово и это познание и взошли в огне любви через
дух ревности Божией.
72. Я отлично знаю, что у диавола на уме, ибо часть строгого и
сурового рождения, где противопоставлены друг другу любовь и гнев,
видит в самое сердце его, ибо, когда он приходит со своим яростным и
адским искушением, подобно льстивой собаке, он водворяется с гневом
своим в той части, где строгое рождение; и там противостоит ему
небо; там узнается прекрасная невеста.
73. Ибо он вонзается сквозь ветхого человека, в желании повредить
нового; но когда новый поднимается против него, адский пес
удаляется; и тогда новый человек ясно узнает, какой совет подкинул
адский пес в звездное рождение, и пора бывает очистить его.
74. Я же нахожу, что мне противопоставлен умнейший диавол; он
возбудит ругателей, которые скажут, что я хочу своим собственным
мечтанием измыслить Божество.
75. Да, любезный хулитель, ты -- послушный сын диавола и по праву
можешь ругаться над детьми Божи-ими; неужели я мог бы собственными
силами так глубоко проникнуть исследованием в Божество, если бы
Божество не коренилось во мне само? Или ты полагаешь, что я
достаточно силен, чтобы противиться Ему?
76. Да, любезный гордец, Божество -- весьма кроткое, простое и тихое
существо и не роется на дне ада и смерти, а пребывает в своем небе,
где одна только единодушная кротость: потому и мне не подобало бы
так делать.
77. Но смотри: не я и открыл эту дорогу; но желание твое и
заносчивая охота твоя подвигли Божество открыть тебе в высочайшей
простоте и величайшей глубине то, чего желало сердце твое, чтобы это
было свидетельством против тебя и возвещением сурового Дня Божия; я
говорю это как слово сурового Бога, родившееся в молнии жизни.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии