logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава XXIV

ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТЕЛА ЗВЕЗД

Когда теперь все тело природы в пространственно-сти сего мира как бы

застыло в жестокой смерти и, однако, в нем была сокрыта жизнь, Бог

подвигнул все тело природы сего мира в четвертый день и породил из

природы, из взошедшего света звезды, ибо колесо рождения Божия снова

было в движении, как то было от вечности.

2. Хотя оно было в движении уже в первый день и предприняло рождение

в теле поврежденной природы; ибо в первый день отделилась жизнь от

смерти, на второй же день была сотворена твердь между ними, а на

третий день жизнь пробилась сквозь смерть, ибо тогда свет прорвался

сквозь тьму и мертвое тело природы сделалось зеленеющим и подвижным.

3. Ибо на третий день тело природы так жестоко скорбело, пока огонь

любви не возжегся в смерти и свет жизни не пробился сквозь застывшее

тело смерти и не зазеленел из смерти; но на третий день он состоял

только в огневом испуге, откуда возникла подвижность.

4. На четвертый же день свет взошел и воздвиг престол свой в доме

смерти, но смерть не может объять его; как суровое рождение Божие,

пребывающее в самом внутреннем ядре, откуда возникает жизнь, не

может постичь кротости, ни света кротости вместе с духом, который в

кротости, так и мертвая тьма сего мира, а также никакой диавол не

могут постичь света природы.

5. Но свет сияет сквозь смерть, и воздвиг царский престол свой

посреди дома смерти и гнева Божия, и рождает себе из дома гнева

новое тело Божие, пребывающее вечно в любви Божией и непостижимое

для ветхого, зажженного в самом внешнем рождении тела.

6. Ты спросишь теперь: как мне понять это? Я не могу вписать тебе

это в сердце, ибо это дело разума и понимания не всякого, особенно

если дух состоит в доме гнева, а не качествует совместно со светом

Бо-жиим; но я хочу показать тебе это в земных подобиях, чтобы ты мог

прийти к несколько более глубокому смыслу.

7. Взгляни на дерево: снаружи у него жесткая, грубая кора, мертвая и

застылая; однако она не только в смерти, но в немощи; и есть

различие между нею и телом, которое растет под корою; у тела же есть

своя живая сила, и оно прорывается сквозь засохшую кору и порождает

множество прекрасных молодых тел, которые, однако, все коренятся в

старом теле.

8. Кора же -- как смерть и не может постичь жизни дерева, а только

держится на нем и есть покров его, в котором гнездятся черви и тем

разрушают в конце концов и само дерево.

9. Таков и весь дом сего мира: внешняя тьма есть дом гнева Божия,

где обитают диаволы, и она есть поистине дом смерти, ибо святой свет

Божий умер внутри нее. ["Он вернулся в свое Начало; и самую внешнюю

сущность в Боге надо почитать как бы мертвою, хотя она и живет в

Боге, но в ином источнике".}

10. Тело же этого великого дома, лежащее сокрыто под корою тьмы,

непостижимое для тьмы, есть дом жизни, где борются между собою

любовь и гнев.

11. Любовь же непрестанно прорывается сквозь дом смерти и порождает

святые небесные ветви на великом дереве, состоящем из света. Ибо они

произрастают сквозь кору тьмы, подобно тому как ветвь сквозь кору

дерева, и суть единая жизнь с Богом.

12. И гнев произрастает также в доме тьмы и заражением своим

удерживает в плену не одну благородную ветвь в доме ярости в смерти.

13. Таков состав, или содержание, звездного рождения, о котором я

намерен писать здесь.

14. Теперь спрашивается: что же суть звезды? Или из чего они

произошли? Они суть сила семи духов Божиих. Ибо когда гнев Божий

возжжен был в сем мире диаволами, то весь дом сего мира в природе

или в самом внешнем рождении как бы застыл в смерти, отчего

произошли земля и камни. Когда же этот жестокий шлак был согнан

воедино в одну глыбу, то глубина стала чище, но осталась совершенно

темною, ибо свет в ней умирал в гневе.

15. Но тело Божие сего мира не могло оставаться в смерти, и Бог

подвигся со своими семью неточными духами на рождение.

16. Ты должен правильно понять эту высокую вещь: свет Божий, который

есть Сын Божий, не умер, равно как и Дух Святой; но свет, который от

вечности исходил из сердца Божия и освещал природу, рождаемую из

семи духов Божиих, выступил из жестоко поврежденной природы. Оттого

природа сего мира со своею осязаемостью осталась в смерти и не может

постигнуть света Божия, но есть темный дом диавола.

17. После сего на четвертый день творения Бог снова возродил весь

дом сего мира с его качествами и водворил неточных духов в дом тьмы,

чтобы снова породить себе из него новое тело в хвалу и честь свою.

18. Ибо замысел Его был -- сотворить себе вновь из этого дома иное

ангельское воинство, и это должно было совершиться так: Он хотел

создать ангела, каковым был Адам, который должен был породить из

себя подобных себе тварей, и эти твари обладали бы домом нового

рождения; и в средину времени должен был родиться царь их из тела

человека и обладать новорожденным царством как царь этих тварей на

место поврежденного и изгнанного Люцифера.

19. По исполнении сего времени Бог хотел украсить этот дом с его

качествами, как царское правление, и отдать его в достояние этим

неточным духам, чтобы в доме тьмы и смерти они снова произвели

тварей и образы, как они то делали от вечности, пока не было бы

завершено все воинство новосозданных ангелов, каковыми были люди:

тогда Бог хотел заточить диавола накрепко в дом тьмы, в тесный ад, и

снова возжечь в своем свете весь дом, до самого диаво-лова ада.

20. Теперь спрашивается: почему Бог не тотчас же заточил его, тогда

бы он не наделал так много бед? Вот смотри: это было предначертание

Божие, и оно должно было совершиться, чтобы вновь воссоздать себе из

поврежденной природы земли ангельское воинство -- разумей: новое

тело, которое пребыло бы в Боге вечно.

21. Намерение Божие было вовсе не в том, чтобы отдать диаволу всю

землю в вечное обитание, а в том, чтобы отдать только смерть и

ярость земли, которую диавол внес в нее.

22. Ибо чем же согрешил пред Богом салитгер земли, чтобы ему

состоять всецело в вечной срамоте? Ничем: он был только телом и

должен был оставаться в покое, когда диавол восстал в нем.

23. Если бы Бог должен был тотчас же передать его диаволу на вечное

обитание, то из этого места не могло бы быть построено новое тело.

Чем же согрешило теперь в Боге это пространство, чтобы стоять ему в

вечной срамоте? Ничем; это было бы несправедливостью.

24. Намерение же Божие состояло в том, чтобы создать себе из земли

прекрасное ангельское воинство, а также разные образования. Ибо все

в ней и на ней должно было зеленеть и заново рождаться, как то можно

видеть на примере руд, камней, деревьев, зелени и травы, а также

различных животных по небесному образу.

25. И хотя это образование и было преходящим, ибо оно не было чисто

пред Богом, однако Бог хотел в конце сего времени извлечь оттуда, из

нового возрождения, сердце и ядро и отделить от смерти и гнева; и

новое возрождение должно было вечно зеленеть в Боге вне сего места и

вновь приносить небесные плоды.

26. Смерть же земли и гнев в ней должны были стать вечным домом

господину Люциферу по завершении нового рождения; тем временем

господин Люцифер должен был оставаться в плену в глубине над землею

во тьме; там он и находится ныне, и теперь уже недолго ему

дожидаться своего счастья.

27. А чтобы теперь это новое рождение могло совершиться помимо воли

диавола, Творец как бы твар-но родился в своих неточных духах в теле

сего мира; и все звезды суть не что иное, как силы Божий, и в семи

неточных духах состоит все тело сего мира.

28. А то, что звезд так много и так различны действия, то это --

бесконечность, с какою воздействуют друг на друга семь духов Божиих

и порождаются в бесконечном многообразии.

29. То, что рождение или тело звезд не меняется в своем престоле,

как то было от вечности, означает, что должно быть постоянное

рождение, которое бы непрестанно вновь зажигало застывшее тело земли

в однообразном и, однако, бесконечном воздействии, и оно вновь

порождалось бы, равно как и дом глубокой тьмы над землею, и тем

самым могло бы непрестанно рождаться из смерти новое тело, пока не

завершится время и все новорожденное тело.

30. Теперь ты скажешь: но тогда звезды суть Бог, и их надо почитать

как Бога и поклоняться им? До этого и дошли мудрые язычники острым

разумом своим, впрочем далеко превзошедшие наших философов; но

истинная дверь познания оставалась еще сокрытой для них.

31. Смотри: ведь звезды сплочены воедино из Бога; но ты должен

понимать различие между ними, ибо они не суть сердце и кроткое,

чистое Божество, которому должно воздавать честь и поклонение как

Богу; но они суть самое внутреннее и острое рождение, где все

состоит в боях и борении, хотя и сердце Божие непрестанно рождается,

и Дух Святой непрестанно исходит в исхождении жизни.

32. Но острое рождение звезд не может вновь объять сердца Божия,

равно как и Святого Духа; но свет Божий, восходящий в скорбности,

вместе с движением Святого Духа, остается свободным сам по себе как

сердце и господствует в средоточии, в затворе сокровенного неба,

которое из воды жизни.

33. Ибо из этого неба получили звезды свое первое возжжение, и они

суть лишь как бы орудие, которым пользуется Бог для рождения.

34. Это точно такое же рождение, как и в человеке: тело также есть

отец души; ибо душа рождается из силы тела, и когда тело пребывает в

скорбном рождении Божием, подобно звездам, а не в яростном адском,

то и душа человека качествует совместно с чистым Божеством, подобно

тому как каждый член качествует со своим телом.

35. Так и сердце, или свет Божий, непрестанно рождается в теле сего

мира; и это рожденное сердце есть единое сердце с вечным

безначальным сердцем Божиим, которое в небе и превыше всех небес.

36. Не в одних только звездах и из звезд рождается оно, но во всем

теле сего мира; звезды же непрестанно зажигают тело сего мира, так

что везде совершается рождение.

37. Но ты должен хорошо заметить это здесь: свет, или сердце Божие,

берет начало свое не из одних только диких и суровых грубых звезд,

где любовь и гнев пребывают совместно друг в друге, но из того

престола, где непрестанно рождается кроткая вода жизни.

38. Ибо эта вода в возжжении гнева не была схвачена смертью, а

пребывает от вечности и до вечности и простирается во все концы в

сем мире; и она есть вода жизни, прорывающаяся сквозь смерть, и из

нее будет построено новое тело Божие в сем мире.

39. И она содержится в звездах, равно как и во всех концах, однако

нигде не содержится осязаемо и постижимо, но наполняет одновременно

все сразу; есть она и в теле человека; и кто жаждет этой воды и

выпьег от нее, в том загорается свет жизни, каковой есть сердце

Божие, и тотчас изливается Дух Святой.

40. Теперь ты спросишь: как же состоят тогда звезды в любви и гневе?

Смотри: звезды взошли из воз-жженного дома гнева Божия, подобно тому

как возникает подвижность дитяти в чреве матери на третий месяц; но

они получили свое возжжение от вечной неумирающей воды жизни, ибо

эта вода никогда не умирала в природе.

41. Когда же Бог подвигся в теле сего мира, то на третий день

скорбность стала тереться в рождении сего мира: отсюда возникла

молния огня и возжегся свет звезд в воде жизни. Ибо до третьего дня

со времени возжжения гнева Божия в сем мире природа в скорби была

темною долиною и пребывала в смерти; но на третий день жизнь

прорвалась сквозь смерть и началось новое рождение.

42. Ибо столько времени, и ни часом больше, покоился в смерти и

новорожденный царь и великий князь сего мира, Иисус Христос, и вновь

возродил к свету три первых дня творения природы, как и это время

смерти, чтобы это время стало единым временем с временем вечным, и

чтобы не было между ними ни единого дня смерти, и чтобы вечная

любовь и новорожденная любовь из нового тела природы стали единою

вечною любовью, и чтобы не было никакого различия между вечною и

новорожденною любовью; но чтобы новорожденная любовь достигла того

существа, которое было от вечности, а также и сама по себе

простиралась бы в вечность.

43. Так связана новорожденная любовь, взошедшая в свете из воды

жизни в звездах и во всем теле сего мира, с вечной безначальной

любовью, чтобы были единое сердце и единый дух, несущий и держащий

все.

44. В этом возжжении света в звездах и стихиях природное рождение не

всецело превратилось поэтому в святую кротость, как то было до

времени гнева, так чтобы стать ему теперь совершенно святым и

чистым; нет, но оно состоит в своем самом остром, суровом и скорбном

рождении, в котором гнев Божий прорастает непрерывно, подобно

адскому огню.

45. Ибо если бы природа с острым рождением своим совершенно и

всецело превратилась в любовь по праву небесному, то диаволы были бы

снова в святом месте Божием.

46. И ты можешь весьма ясно увидеть и понять это по жестокому зною и

холоду, а также по яду, горечи и кислоте в сем мире, каковые стоят в

звездном рождении, где содержатся в плену и диаволы.

47. Звезды суть лишь возжжение великого дома, ибо весь дом застыл в

смерти, подобно земле; ибо самое внешнее рождение мертво и застыло,

как кора на дереве; звездное же рождение есть тело, внутри которого

восходит жизнь.

48. В теле же своем оно весьма остро; но новое рождение, восходящее

в воде жизни и пробивающееся сквозь смерть, делает его кротким. Но

оно не может изменить ядро острого рождения, а рождается из него, и

сохраняет для себя свою святую новую жизнь, и пробивается сквозь

гневную смерть, и гневная смерть не может объять его.

49. Эти любовь и гнев теперь суть поистине единое тело, но вода

жизни есть небо раздела между ними, так что любовь не принимает в

себя и не постигает гнева и также гнев не принимает в себя и не

постигает любви; но любовь восходит в воде жизни и принимает от

первого и строгого рождения в себя силу, которая в свете и рождается

из гнева, так что новое тело рождается из ветхого. Ибо ветхое,

стоящее в строгом рождении, принадлежит диаволу и есть дом его, а

новое -- царству Христа.

50. Теперь спрашивается: но тогда, значит, не все три лица Божества

пребывают в рождении кротости в сем мире? Да, они все три пребывают

в сем мире в полном рождении любви, кротости, святости и чистоты и

непрестанно рождаются в той же сущности и в том же существе, как то

было от вечности.

51. Вот смотри: Бог Отец так обращается к народу Израиля на горе

Синай, давая им закон: "Я Бог ревнитель, наказывающий ненавидящих

меня" (Исх. 20, 5; Второз. 5, 9).

52. Ты не можешь теперь из этого единого Отца, который гневен, а

также любовен, сделать двух лиц; но это единый Отец, непрестанно

рождающий своего возлюбленного Сына, и от Них обоих непрестанно

исходит Дух Святой.

53. Заметь глубину в средоточии: Отец есть единое существо, который

сам есть все и от вечности непрестанно рождал своего возлюбленного

Сына; и в обоих в молнии, где рождается жизнь, непрестанно

происходил Дух Святой.

54. Из строгого же и сурового рождения неточных духов Отца, где

ревность и гнев, непрестанно происходит тело природы, где пребывает

свет Сына как сердце Отца, непостижимое для природы.

55. Ибо свет в рождении посреди него и он есть обитатель жизни, где

рождается кроткая жизнь Божия из всех сил Отца; и в том же месте

исходит Дух Святой от Отца и Сына.

56. Но теперь эти же силы Отца, которые в возжжении света суть

святой и кроткий Отец и чистое рождение Божие, а восходящий в них

дух есть Дух Святой; острое же рождение есть тело, в котором

непрестанно рождается эта святая жизнь.

57. Когда же свет Божий сияет сквозь это острое рождение, оно

становится совершенно кротким и похоже на спящего человека, жизнь в

котором непрестанно движется, тело же кротко покоится.

58. В этом теле природы и произошло теперь возжжение, ибо из этого

тела были сотворены и ангелы; и если бы они не восстали в своем

высокомерии и не воспламенились, то и тело их вечно пребывало бы в

тихой и непостижимой кротости, как в прочих ангельских княжествах

вне сего мира; и дух их вечно рождался бы в их теле кротости, как и

в теле Божием Святой Троицы, и врожденный дух их был бы единым

сердцем, волею и любовью со Святою Троицей, ибо для того и были они

сотворены в теле Божием, на радость Божеству.

59. Но господин Люцифер захотел сам стать могущественным Богом, и

зажег свое тело, и пробудил в нем острое рождение Божие, и

противопоставил себя светлому сердцу Божию, желая господствовать в

нем своею остротою, что было, однако, невозможно.

60. Но так как он восстал и воспламенился против Божественного

права, то и острое рождение восстало против него в теле Отца и

заключило его в плен в самом остром рождении как гневного сына; там

теперь и его вечное владычество.

61. Когда же теперь Отец возжегся в теле остроты, Он еще не зажег

потому и святого источника, где рождается Его любвеобильное сердце,

так чтобы и сердце Его находилось в источнике гнева.

62. Нет, это невозможно, ибо острое рождение не может постигнуть

святого и чистого; но святое и чистое пробивается сквозь остроту и

порождает себе новое тело, вновь состоящее в кротости.

63. И это новое тело есть вода жизни, которая рождается, когда свет

проникает сквозь гнев; и Дух Святой дает всему образ и вид в ней;

небо же есть раздел между любовью и гневом и есть престол, где гнев

обращается в любовь.

64. Когда ты взираешь на солнце и звезды, ты не должен думать: вот

святой и чистый Бог, и не должен просить или желать чего-нибудь от

них, ибо они не суть святой Бог; но они суть возжженное строгое

рождение тела Его, где борются между собой любовь и гнев.

65. Святой же Бог сокрыт посреди всего этого в небе своем, и ты не

можешь ни видеть, ни постигать Его; душа же постигает Его и звездное

рождение наполовину, ибо небо есть раздел между любовью и гневом и

это небо -- везде, даже и в тебе самом.

66. И когда ты поклоняешься святому Богу в небе Его, ты поклоняешься

Ему в том небе, которое в тебе: и этот Бог проникает светом своим, и

в свете Дух Святой, сквозь сердце твое, и рождает душу твою в новое

тело Божие, господствующее вместе с Богом в небе Его.

67. Ибо земное тело, носимое тобою, и есть единое тело со всем

возжженным телом сего мира, и тело твое есть сын целого, и оно -- как

все существо.

68. И так же, как новое тело сего мира рождается в небе своем,

рождается и твой новый человек в своем небе; ибо все это -- единое

небо, где обитает новый человек твой, и они не могут быть отлучены

друг от друга.

69. Но если ты безбожен, то небо недоступно для твоего рождения, но

доступен лишь гнев, и ты остаешься в другой части звездного

рождения, где восходит суровый и строгий источник огня, и ты

заключен накрепко в смерти, пока не прорвешься сквозь небо и не

станешь жить с Богом.

70. Ибо на месте неба твоего восседает диавол гнева; но когда ты

пробьешься, он принужден будет отступить оттуда, и Дух Святой будет

господствовать на этом престоле; а в другой части ярости нападает на

тебя диавол, ибо это его гнездо, и Дух Святой возбраняет ему; и

новый человек укрывается в небе своем под защитою Святого Духа, и

диавол не знает нового человека, ибо он не в доме его, а в небе в

твердыне Божией.

71. Я пишу это как слово, родившееся в небе своем, где непрестанно

рождается Святое Божество и движущийся дух восходит в молнии жизни;

там и родились это слово и это познание и взошли в огне любви через

дух ревности Божией.

72. Я отлично знаю, что у диавола на уме, ибо часть строгого и

сурового рождения, где противопоставлены друг другу любовь и гнев,

видит в самое сердце его, ибо, когда он приходит со своим яростным и

адским искушением, подобно льстивой собаке, он водворяется с гневом

своим в той части, где строгое рождение; и там противостоит ему

небо; там узнается прекрасная невеста.

73. Ибо он вонзается сквозь ветхого человека, в желании повредить

нового; но когда новый поднимается против него, адский пес

удаляется; и тогда новый человек ясно узнает, какой совет подкинул

адский пес в звездное рождение, и пора бывает очистить его.

74. Я же нахожу, что мне противопоставлен умнейший диавол; он

возбудит ругателей, которые скажут, что я хочу своим собственным

мечтанием измыслить Божество.

75. Да, любезный хулитель, ты -- послушный сын диавола и по праву

можешь ругаться над детьми Божи-ими; неужели я мог бы собственными

силами так глубоко проникнуть исследованием в Божество, если бы

Божество не коренилось во мне само? Или ты полагаешь, что я

достаточно силен, чтобы противиться Ему?

76. Да, любезный гордец, Божество -- весьма кроткое, простое и тихое

существо и не роется на дне ада и смерти, а пребывает в своем небе,

где одна только единодушная кротость: потому и мне не подобало бы

так делать.

77. Но смотри: не я и открыл эту дорогу; но желание твое и

заносчивая охота твоя подвигли Божество открыть тебе в высочайшей

простоте и величайшей глубине то, чего желало сердце твое, чтобы это

было свидетельством против тебя и возвещением сурового Дня Божия; я

говорю это как слово сурового Бога, родившееся в молнии жизни.