logo search
методичка - лекции для колледжа

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

2. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989 г. № 2.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988 г.

4. Гутнер Л.М. Философия природы. СПб., 1993 г.

5. Фролов И.Т. Глобальные проблемы и будущее человечества. М., 1982

------------

1. Философия истории призвана раскрыть содержание и сущность исторического процесса, его закономерности, направленность, движущие силы и т.д. В той или иной мере эти вопросы затрагивались в предыдущих главах. Теперь приступим к более детальной характеристике этих аспектов исторического процесса.

2. В социальных процессах, как и в природе, имеются стихийные, не управляемые волей и сознанием человека явления. Все действия человека происходят на основе сознания. Но неумение человека адекватно осознать мотивы своей деятельности, действительные цели своих действий, результаты, которые должны последовать за данными действиями, - порождает стихийность в социальных процессах.

В обществе нет жесткой предопределенности, однозначной детерминации поведения людей. У человека есть определенная свобода действий и выбор того или иного поступка мотивируется его субъективными побуждениями. Но среди мотивов, целей, которыми руководствуются личности в своей деятельности, есть общие, одинаковые для членов определенных социальных групп людей. Люди творят свою историю в соответствии с возможностями, определяемыми объективными законами.

В некоторый исторический момент есть определенный спектр возможностей дальнейшего развития событий. Законы определяют границы этого аспекта, но не определяют того, какая из возможностей реализуется. Социальные законы представляют собой «законы-тенденции», которые не определяют однозначно каждое отдельное событие, а выражают общее направление исторического развития, тенденции множества массовых событий. Объективным законам подчиняется и развитие духовной жизни общества.

Эти законы характеризуются двумя особенностями:

1. На развитие событий в истории индивидуальные обстоятельства оказывают больше влияния, чем в природе. Такие обстоятельства случайны (т.е. не имеют однозначной необходимой обусловленности). Законы истории имеют статистический характер.

2. Законы истории не исключают свободы действий людей. Они обуславливают «веер возможностей», которые могут реализоваться, и притом по-разному, или же не реализоваться. Какие же из возможностей и как реализуются, а какие останутся нереализованными, – зависит от субъективных помыслов и действий людей. Но, более того, изменения в сознании людей становятся фактором, изменяющим социальную реальность и тем самым – условия действия исторических законов. Поэтому «веер возможностей» не имеет фиксированных, неизменных границ: новые идеи и проекты общественного переустройства, рожденные в умах теоретиков и получающие признание в обществе, могут породить новые возможности и расширить их «веер».

Разветвление процесса на несколько возможных траекторий называется бифуркацией. Принципиальное отличие общества от природных систем состоит в том, что выбор бифуркационной ветви зависит от субъективного фактора – воли, сознания, разума людей. Но эта свобода ограничивается необходимостью делать выбор лишь из нескольких заданных объективными законами истории бифуркационных ветвей.

Развитие взглядов на исторический процесс за последнее столетие происходило под знаком борьбы двух альтернативных подходов к его пониманию. Первый связан с представлением о том, что этот процесс монолинеен: все страны и народы движутся по одной и той же прямой исторического прогресса. Одни из них (западные) вырываются вперед, достигая более высокой ступени развития; другие застревают на низких уровнях, но они тоже должны пройти тот же путь, который прошли высокоразвитые западные страны. Второй подход отстаивает идею полилинейности исторического процесса. В свете этой идеи история человечества предстает как история отдельных обществ (стран), существующих в течение какого-то ограниченного времени. Эти общества рождаются и умирают, и никакого универсального процесса развития не существует. Поэтому сравнивать разные общества по уровню развития нельзя, ибо каждое из них развивается по-своему.

«Монолинейный» подход нашел выражение в социальной философии марксизма. «Полилинейный» подход к пониманию исторического процесса получил известность благодаря трудам ХХ в. О.Шпенглера и А.Тойнби.

Возникающие в историческом процессе бифуркации создают возможность полилинейного хода истории: разные общества, оказавшись на исторической «развилке», в силу каких-то конкретных обстоятельств могут дальше двигаться по разным бифуркационным ветвям. В реальной истории человечества так во многих случаях и происходит. Поэтому в ней возникают разнообразные варианты социальных систем, каждая из которых отличается своеобразием своей исторической эволюции и специфическими особенностями культурной, экономической и политической жизни.

3. В современную эпоху человечество обретает единство не только не только антропологическое – как биологический вид, но и социальное – как охватывающая весь мир целостная социальная система. Разделенное на множество самостоятельных социальных организмов человечество могло на практике испытывать открывавшиеся в бифуркациях разные возможности и таким образом находить пути к будущему. Неудачный выбор мог приводить отдельные народы к ассимиляции с другими или гибели, но человечество продолжало жить, и удачный выбор других народов позволял ему совершенствовать организацию свой жизни. Но теперь глобальный человеческий мир не может двигаться к будущему по разным путям, выбор ошибочного пути может завести все человечество в эволюционный тупик, ошибка грозит гибелью уже не отдельному народу, а всему миру.

В 1968г. создан Римский клуб, международная общественная организация с целью изучения глобальных проблем (организатор клуба – Аурелио Печчеи, итальянский бизнесмен, экономист). В 1972г. под руководством Дениса Медоуза осуществлен проект «Пределы роста», в котором проанализированы последствия существующих тенденций, глобальных проблем.

Глобальные проблемы – современные проблемы человечества в целом, от решения которых зависит дальнейшее сохранение его жизни. К глобальным проблемам относятся те, которые удовлетворяют условиям:

масштабностью, значимостью для человечества в целом;

остротой, требующей незамедлительного решения;

комплексностью, связанностью друг с другом.

решение их возможно только при условии международного

сотрудничества.

К глобальным проблемам современности относятся:

1) угроза мировой термоядерной войны;

2) проблема голода, нищеты и безграмотности;

3) загрязнение окружающей среды;

4) истощение природных ресурсов;

5) нарушение энергетического баланса планеты;

6) опасность накопления атомного оружия и задача его ликвидации;

7) задача предотвращения вооруженных конфликтов;

8) борьба с международным терроризмом;

9) опасности, связанные с созданием генетически измененных видов

растений и животных;

10) проблемы сохранения здоровья населения, борьбы с

эпидемиологическими болезнями (СПИД и др.);

11) задача сокращения разрыва между процветающими и бедствующими

регионами.

12) проблемы образования, здравоохранения, культуры

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Чтобы справиться с глобальными проблемами, необходим системный подход, учитывающий последствия предпринимаемых для их решения усилий.

В последнее время получает все большее признание концепция коэволюции человека и природы — их совместного взаимосогласованного развития. Разумная деятельность человека становится в такой системе фактором, обеспечивающим ее сохранение и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение на Земле ноосферы (по В.И.Вернадскому, высшей стадии развития биосферы на земле, возникающей на основе разумной деятельности человечества).

4. Осознание глобальных проблем привело к формированию так называемой глобалистики – комплексу концепций о причинах и путях решения глобальных проблем.

На пути к единению человечества встает немало препятствий:

  1. не приведет ли содружество к иностранному вмешательству в жизнь страны и не окажется ли она под чужеземным игом?

  2. идея сотрудничества сталкивается с идеей соперничества. Реакцией на это является взрыв национализма в экономически слаборазвитых странах.

  3. встает вопрос: на каких основах должно строиться единство человечества?

Роль философии в разрешении глобальных проблем современности заключается в формировании сознания людей таким образом, чтобы они уже на стадии принятия решений, реализация которых может нанести ущерб окружающей природе, руководствовались этическими принципами.

118