logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Высочайшая основа солнца и всех планет

42. Здесь найду я достаточно противников, которые смогут

раскритиковать меня, ибо они обратят внимание не на дух, а на свое

ветхое и скажут, что астрологи понимают это лучше и писали об этом;

и будут смотреть на великие отверстые врата Божий, как корова на

новую дверь в стойле.

43. Да, любезный читатель, я хорошо понимаю также суждения

астрологов, да и прочел пару строк из их писаний, и отлично знаю,

как они описывают бег солнца и звезд; и я не презираю этого, но

почитаю по большей части хорошим и правильным.

44.А если некоторые вещи я описываю иначе, то делаю это не по

желанию или мечтанию своему или оттого, что сомневаюсь, так ли это;

да у меня и нет здесь никаких сомнений, и никакой человек не может

научить меня этому.

45. Ибо знание мое не из изучения; правда, о порядке и устройстве

семи планет я читал в книгах астрологов и нахожу их совершенно

правильными; но о корне, как они произошли и стали, этому я не могу

научиться от людей, ибо они этого не знают, и меня также не было при

том, когда Бог творил их.

46. Но так как в духе моем раскрыты были любовью Божией врата

глубины и двери гнева, а также и темница смерти, то дух видит сквозь

них. И вот я нахожу, что рождение природы пребывает и до сего дня и

рождается так же, как оно взяло впервые начало свое; и все, что

восходит в сем мире, будь то люди, звери, деревья, зелень, трава,

руда или что бы то ни было, -- все восходит в том же качестве и

образе; и всякая жизнь, будь то злая или добрая, берет свое начало

так же.

47. Ибо таково Божественное право, чтобы всякая жизнь рождалась в

теле Божием по одному и тому же образу. И даже если бы она проходила

через множество различных образований, однако всякая жизнь имеет

одинаковое начало.

48. Такое познание я усматриваю не плотскими очами, а теми очами, в

которых рождается жизнь во мне: на этом-то престоле открыты мне

врата неба и ада, и новый человек созерцает посреди звездного

рождения, и пред ним раскрыты внутренние и самые внешние врата.

49. И так как он еще сидит в ветхом человеке гнева и смерти и

восседает также в небе своем, то он и видит сквозь то и другое:

таким образом, он видит также и звезды, и стихии; ибо в Боге нет

места задержке и око Господа видит все.

50. И если бы теперь дух мой не видел духом Его, я был бы слепою

палкою; но так как я вижу врата Божий в духе моем и имею также

побуждение к тому, то я буду писать в точности по моему созерцанию и

не посмотрю ни на какой авторитет человеческий.

51. Ты не должен понимать это так, будто мой ветхий человек -- живой

святой или ангел: нет, молодец, он сидит вместе со всеми людьми в

доме гнева и смерти, и есть постоянный враг Божий, погруженный в

свои грехи и злобу, как все люди, и полон слабостей и недостатков.

52. Но ты должен знать и то, что он находится в постоянном скорбном

рождении, и очень хотел бы избавиться от гнева и злобы, и, однако,

не может; ибо он -- как весь дом всего мира, где любовь и гнев

непрестанно борются между собою и где посреди скорби непрестанно

рождается новое тело. Ибо это должно быть так, если только ты хочешь

родиться вновь; иначе ни один человек не достигает возрождения.

53. Человек непрестанно печется здесь о кротких днях для плоти и о

богатстве и красоте и не знает, что тем самым сидит в темнице

смерти, где направлено на него жало гнева.

54. Вот смотри: я говорю тебе это как слово жизни, которое беру в

познании духа посреди рождения нового тела сего мира, над которым

владыка и царь -- человек Иисус Христос вместе с его вечным Отцом; и

я беру его у подножия престола Его, где предстоят Ему все святые

души людей и радуются пред ним: что вожделение плоти по кротком

благоденствии, богатстве, красоте, могуществе есть сплошная адская

баня, куда ты бежишь и стремишься так, как если бы тебя тянуло туда,

ибо там великая опасность.

55. Если же ты хочешь узнать, каково это на деле, то вот смотри, я

покажу тебе это на примере: когда ты по желанию сердца своего достиг

богатства и власти, то это так, как если бы ты был глубоко в воде,

которая постоянно доходила бы тебе до рта, и не было бы дна под

ногами; и ты плавал бы таким образом и оборонялся бы; и то

погружался бы глубоко в воду, то всплывал наверх и пребывал бы

непрестанно в великом ужасе, боясь пойти на дно, причем нередко вода

заливалась бы тебе в рот и ты был бы непрестанно пред лицом смерти.

56. Таким-то образом, и не иначе, сидишь ты в наслаждениях своей

плоти; и если ты теперь не хочешь сражаться, то и не победишь, но

будешь умерщвлен в своей мягкой постели. Ибо человек всегда имеет

пред собой могучее воинство, которое непрестанно сражается с ним:

если он не хочет обороняться, то будет взят в плен и убит.

57. Но как же обороняться тому, кто плавает в глубокой воде? Ему

достаточно отбиваться от воды, и все же его осаждают диаволы.

58. Опасность за опасностью! Как и царь наш Иисус Христос говорит:

"Трудно богатому войти в Царство Небесное...; удобнее верблюду

пройти сквозь игольные ушки, нежели богатому войти в Царство Божие"

(Матф. 19, 24; Марк. 10, 25).

59. Если же кто-то хочет родиться вновь, тот не должен отдаваться в

рабство жадности, гордости и своеволию и услаждаться в пожеланиях

своей плоти; он должен сражаться и бороться против самого себя, а

также против диавола и против всех похотей плоти и должен думать,

что он только раб и странник на земле, принужденный странствовать в

некий иной мир через опасное море скорби, где он будет господином и

где господство его будет в силе и в совершенном веселии и красоте;

говорю это как слово духа.

60. Теперь заметь: солнце имеет свое собственное царское место, где

оно впервые возникло и которое не покидает, несмотря на то что

некоторые думают, будто оно движется день и ночь вокруг земной

поверхности (так же пишут иные астрологи); и кое-кто осмеливался

даже измерять, как далеко простирается окружность его бега.

61. Такое мнение неверно: земля вращается и движется с другими

планетами, как в колесе, вокруг солнца; земля не стоит на одном

месте, но обегает раз в год вокруг солнца, как и прочие планеты под

солнцем: кроме Сатурна и Юпитера, которые не могут сделать этого за

год по причине обширной окружности своего движения и очень большой

высоты, ибо они стоят высоко над солнцем.

62. Теперь спрашивается: что же тогда суть солнце и другие планеты?

Или как они произошли? Вот смотри: другие планеты суть особые тела,

имеющие собственный телесный состав и не привязанные ни к какому

неподвижному месту, кроме своей окружности, внутри которой они

движутся: солнце же не есть такое тело, а есть возжженное светом

Божиим место.

63. Пойми это правильно: место, где находится солнце, есть такое

место, какого ты больше не сыщешь над землею; если бы Бог захотел

зноем возжечь свет, то весь мир был бы таким сплошным солнцем, ибо

та же сила, в которой состоит солнце, -- везде; и до времени гнева в

месте сего мира везде было так же светло, как на солнце, но не столь

невыносимо.

64. Ибо зной не был так велик, как на солнце, и свет был поэтому

весьма кроток; и ради жестокой ярости солнца отлучено оно от

кротости Божией. Так что нельзя поэтому сказать, что солнце --

отверстые врата света Божия; но оно как свет в глазу человека: место

глаза также принадлежит к телу, но свет отделен от тела.

65. И хотя он и возникает в результате зноя в воде тела, однако он

есть нечто особое, чего тело не может постичь; таково же отличие

между Богом Отцом и Богом Сыном.

66. Таким образом, на четвертый день в скорбном рождении сего мира,

в его срединной точке, взошло солнце и стоит неподвижно в своем

вечном телесном месте: ибо оно не может сдвинуться с одного места и

переместиться на другое.

67. Ибо оно есть единый природный свет сего мира и, кроме него, нет

больше настоящего света в доме смерти; и даже если бы казалось, что

и другие звезды сияют ярко, однако это ничего не значит, поскольку

они все берут блеск свой от солнца, о чем я расскажу далее.