Высочайшая основа солнца и всех планет
42. Здесь найду я достаточно противников, которые смогут
раскритиковать меня, ибо они обратят внимание не на дух, а на свое
ветхое и скажут, что астрологи понимают это лучше и писали об этом;
и будут смотреть на великие отверстые врата Божий, как корова на
новую дверь в стойле.
43. Да, любезный читатель, я хорошо понимаю также суждения
астрологов, да и прочел пару строк из их писаний, и отлично знаю,
как они описывают бег солнца и звезд; и я не презираю этого, но
почитаю по большей части хорошим и правильным.
44.А если некоторые вещи я описываю иначе, то делаю это не по
желанию или мечтанию своему или оттого, что сомневаюсь, так ли это;
да у меня и нет здесь никаких сомнений, и никакой человек не может
научить меня этому.
45. Ибо знание мое не из изучения; правда, о порядке и устройстве
семи планет я читал в книгах астрологов и нахожу их совершенно
правильными; но о корне, как они произошли и стали, этому я не могу
научиться от людей, ибо они этого не знают, и меня также не было при
том, когда Бог творил их.
46. Но так как в духе моем раскрыты были любовью Божией врата
глубины и двери гнева, а также и темница смерти, то дух видит сквозь
них. И вот я нахожу, что рождение природы пребывает и до сего дня и
рождается так же, как оно взяло впервые начало свое; и все, что
восходит в сем мире, будь то люди, звери, деревья, зелень, трава,
руда или что бы то ни было, -- все восходит в том же качестве и
образе; и всякая жизнь, будь то злая или добрая, берет свое начало
так же.
47. Ибо таково Божественное право, чтобы всякая жизнь рождалась в
теле Божием по одному и тому же образу. И даже если бы она проходила
через множество различных образований, однако всякая жизнь имеет
одинаковое начало.
48. Такое познание я усматриваю не плотскими очами, а теми очами, в
которых рождается жизнь во мне: на этом-то престоле открыты мне
врата неба и ада, и новый человек созерцает посреди звездного
рождения, и пред ним раскрыты внутренние и самые внешние врата.
49. И так как он еще сидит в ветхом человеке гнева и смерти и
восседает также в небе своем, то он и видит сквозь то и другое:
таким образом, он видит также и звезды, и стихии; ибо в Боге нет
места задержке и око Господа видит все.
50. И если бы теперь дух мой не видел духом Его, я был бы слепою
палкою; но так как я вижу врата Божий в духе моем и имею также
побуждение к тому, то я буду писать в точности по моему созерцанию и
не посмотрю ни на какой авторитет человеческий.
51. Ты не должен понимать это так, будто мой ветхий человек -- живой
святой или ангел: нет, молодец, он сидит вместе со всеми людьми в
доме гнева и смерти, и есть постоянный враг Божий, погруженный в
свои грехи и злобу, как все люди, и полон слабостей и недостатков.
52. Но ты должен знать и то, что он находится в постоянном скорбном
рождении, и очень хотел бы избавиться от гнева и злобы, и, однако,
не может; ибо он -- как весь дом всего мира, где любовь и гнев
непрестанно борются между собою и где посреди скорби непрестанно
рождается новое тело. Ибо это должно быть так, если только ты хочешь
родиться вновь; иначе ни один человек не достигает возрождения.
53. Человек непрестанно печется здесь о кротких днях для плоти и о
богатстве и красоте и не знает, что тем самым сидит в темнице
смерти, где направлено на него жало гнева.
54. Вот смотри: я говорю тебе это как слово жизни, которое беру в
познании духа посреди рождения нового тела сего мира, над которым
владыка и царь -- человек Иисус Христос вместе с его вечным Отцом; и
я беру его у подножия престола Его, где предстоят Ему все святые
души людей и радуются пред ним: что вожделение плоти по кротком
благоденствии, богатстве, красоте, могуществе есть сплошная адская
баня, куда ты бежишь и стремишься так, как если бы тебя тянуло туда,
ибо там великая опасность.
55. Если же ты хочешь узнать, каково это на деле, то вот смотри, я
покажу тебе это на примере: когда ты по желанию сердца своего достиг
богатства и власти, то это так, как если бы ты был глубоко в воде,
которая постоянно доходила бы тебе до рта, и не было бы дна под
ногами; и ты плавал бы таким образом и оборонялся бы; и то
погружался бы глубоко в воду, то всплывал наверх и пребывал бы
непрестанно в великом ужасе, боясь пойти на дно, причем нередко вода
заливалась бы тебе в рот и ты был бы непрестанно пред лицом смерти.
56. Таким-то образом, и не иначе, сидишь ты в наслаждениях своей
плоти; и если ты теперь не хочешь сражаться, то и не победишь, но
будешь умерщвлен в своей мягкой постели. Ибо человек всегда имеет
пред собой могучее воинство, которое непрестанно сражается с ним:
если он не хочет обороняться, то будет взят в плен и убит.
57. Но как же обороняться тому, кто плавает в глубокой воде? Ему
достаточно отбиваться от воды, и все же его осаждают диаволы.
58. Опасность за опасностью! Как и царь наш Иисус Христос говорит:
"Трудно богатому войти в Царство Небесное...; удобнее верблюду
пройти сквозь игольные ушки, нежели богатому войти в Царство Божие"
(Матф. 19, 24; Марк. 10, 25).
59. Если же кто-то хочет родиться вновь, тот не должен отдаваться в
рабство жадности, гордости и своеволию и услаждаться в пожеланиях
своей плоти; он должен сражаться и бороться против самого себя, а
также против диавола и против всех похотей плоти и должен думать,
что он только раб и странник на земле, принужденный странствовать в
некий иной мир через опасное море скорби, где он будет господином и
где господство его будет в силе и в совершенном веселии и красоте;
говорю это как слово духа.
60. Теперь заметь: солнце имеет свое собственное царское место, где
оно впервые возникло и которое не покидает, несмотря на то что
некоторые думают, будто оно движется день и ночь вокруг земной
поверхности (так же пишут иные астрологи); и кое-кто осмеливался
даже измерять, как далеко простирается окружность его бега.
61. Такое мнение неверно: земля вращается и движется с другими
планетами, как в колесе, вокруг солнца; земля не стоит на одном
месте, но обегает раз в год вокруг солнца, как и прочие планеты под
солнцем: кроме Сатурна и Юпитера, которые не могут сделать этого за
год по причине обширной окружности своего движения и очень большой
высоты, ибо они стоят высоко над солнцем.
62. Теперь спрашивается: что же тогда суть солнце и другие планеты?
Или как они произошли? Вот смотри: другие планеты суть особые тела,
имеющие собственный телесный состав и не привязанные ни к какому
неподвижному месту, кроме своей окружности, внутри которой они
движутся: солнце же не есть такое тело, а есть возжженное светом
Божиим место.
63. Пойми это правильно: место, где находится солнце, есть такое
место, какого ты больше не сыщешь над землею; если бы Бог захотел
зноем возжечь свет, то весь мир был бы таким сплошным солнцем, ибо
та же сила, в которой состоит солнце, -- везде; и до времени гнева в
месте сего мира везде было так же светло, как на солнце, но не столь
невыносимо.
64. Ибо зной не был так велик, как на солнце, и свет был поэтому
весьма кроток; и ради жестокой ярости солнца отлучено оно от
кротости Божией. Так что нельзя поэтому сказать, что солнце --
отверстые врата света Божия; но оно как свет в глазу человека: место
глаза также принадлежит к телу, но свет отделен от тела.
65. И хотя он и возникает в результате зноя в воде тела, однако он
есть нечто особое, чего тело не может постичь; таково же отличие
между Богом Отцом и Богом Сыном.
66. Таким образом, на четвертый день в скорбном рождении сего мира,
в его срединной точке, взошло солнце и стоит неподвижно в своем
вечном телесном месте: ибо оно не может сдвинуться с одного места и
переместиться на другое.
67. Ибо оно есть единый природный свет сего мира и, кроме него, нет
больше настоящего света в доме смерти; и даже если бы казалось, что
и другие звезды сияют ярко, однако это ничего не значит, поскольку
они все берут блеск свой от солнца, о чем я расскажу далее.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии