logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава XVIII

О СОТВОРЕНИИ НЕБА, И ЗЕМЛИ, И ПЕРВОГО ДНЯ

Об этом пишет Моисей в своей первой книге, как если бы он

присутствовал при том и видел это сам: без сомнения, он получил это

в писаниях от своих предков; хотя, может быть, он и приобрел об этом

духе несколько большие познания, нежели его предки.

2. Но так как к тому времени, когда Бог сотворил небо и землю, не

было еще ни одного человека, который бы это видел, то надо

заключить, что Адам познал это в духе до своего падения, когда он

еще пребывал в глубоком познании Бога; когда же он пал и был

водворен в самое внешнее рождение, он уже утратил это познание, и

сохранил лишь в воспоминании как смутную и сокрытую повесть, и

передал своим потомкам.

3. Поскольку очевидно, что первый мир до потопа знал о качествах и

рождении Бога столь же мало, как и последний, в котором мы ныне

живем; ибо самое внешнее, плотское рождение не могло никогда ни

объять, ни постичь Божества, иначе больше было бы написано о нем.

4. Но так как благодатью Божией великая тайна об этом высоком

предмете была несколько открыта мне в моем духе, согласно

внутреннему человеку, который качествует совместно с Богом, то я не

могу отказаться от того, чтобы описать это сообразно моим

дарованиям, и хочу усердно предупредить читателя не соблазняться

простотою автора.

5. Ибо я делаю это не из желания славы, но в смиренное назидание

читателю, чтобы дела Божий стали ему несколько лучше ведомы и

царство диавола было разоблачено; и так как мир ныне живет и

движется во всей злобе и во всех пороках диавола, то чтобы он мог

увидеть наконец, в чьей силе и в чьем побуждении он живет и в какой

гостинице пирует.

6. Хотя, быть может, я и желал бы приобрести некоторый барыш на

вверенный мне талант и не вернуть его назад Богу и Творцу моему

пустым и без плода, как ленивый раб, который праздно простоял в

винограднике господина своего и пришел требовать платы своей, не

потрудившись.

7. Если же диавол возбудил бы ругателей и поносителей, которые

сказали бы, что не приличествует мне так высоко возноситься в

Божество и мудрствовать в Нем, то я отвечу им всем, что я не

восходил в Божество, ибо как человеку слабому мне и невозможно было

бы сделать это; но Божество нисходило в меня, и по любви Его

открылось мне все это, чего я иначе в своем полумертвом плотском

рождении принужден был бы не касаться.

8. Но так как во мне есть побуждение к этому, то я предоставляю

распоряжаться и действовать тому, кто знает и разумеет это и хочет,

чтобы это так было; я же, бедный человек праха и земли, ничего не

мог бы сделать.

9. Но дух призывает всех этих ругателей и поносителей пред самое

внутреннее рождение Божие в сем мире отступиться от своей злобы; в

противном случае они будут извергнуты, как адская мякина, в самое

внешнее рождение, в гнев Божий.

10. Теперь заметь: когда Бог разгневался в третьем рождении в

области Люцифера, которая была всем местом и пространством сего

мира, то погас свет в третьем рождении и все стало тьмою; и весь

салиттер в третьем рождении стал совсем грубым, диким, холодным,

жестким, горьким, кислым, в иных местах смрадным, поносным и рвотным

-- все сообразно действовавшему тогда рождению неточных духов.

11. Ибо в каком месте первенствовало терпкое качество, там салиттер

бывал стянут воедино и высушен так, что произошли жесткие, терпкие

камни; а в каких местах первенствовал терпкий дух одновременно с

горьким, там возник колючий песок, ибо неистовый горький дух

раздробил салиттер.

12. В тех же местах, где первенствовал звук с терпким качеством в

воде, там возникли медь, железо и подобные им каменные руды. А где

первенствовала вода одновременно со всеми духами, там возникла дикая

земля и вода была удержана в плену в ущельях, подобно облаку; ибо

терпкий дух как отец поврежденной природы удержал ее в плену своим

острым стяжением.

13. Главная же причина черной земли -- горький дух: ибо яростною

горечью его был умерщвлен салит-тер по своему самому внешнему

рождению; из чего возникла тогда дикая земля.

14. Зной же особенно помогал в терпком духе созданию жесткости; но

где зной имел первенство, там он породил в земле самый благородный

салиттер, как-то: золото, серебро и благороднейшие камни.

15. Ибо когда вследствие жесткости, грубости и суровости вещества

сияющий свет погас, то он высох и сплотился вместе со зноем и в

зное, который есть отец света.

16. Ты должен, однако, понять это: где знойный дух имел первенство в

сладкой воде, в любви, там терпкий дух стянул вещество воедино -- так

образовались благороднейшие руды и камни.

17. Что же касается таких драгоценных камней, как карбункул, рубин,

изумруд, оникс и подобные им, которые суть наилучшие, то они берут

свое начало там, где молния света взошла в любви; ибо эта молния

рождается в кротости и есть сердце в средоточии неточных духов; вот

почему эти камни кротки, сильны и приятны.

18. Кто-нибудь спросит: почему же человек любит в сем мире золото,

серебро и драгоценные камни преимущественно пред всеми другими

вещами и пользуется ими для охраны и защиты своего тела? В этом-то и

таится ядро: ибо золото, серебро, драгоценные камни и все светлые

руды берут свое начало от света, сиявшего до времен гнева в самом

внешнем рождении в природе, то есть в седьмом духе природы.

19. И так как всякий человек подобен всему дому мира сего, то и

неточные духи его любят ядро как самое лучшее в поврежденной природе

и пользуются им для своей защиты и охраны.

20. Но самого внутреннего ядра, каковое есть Божество, они нигде не

могут постичь: ибо пред ним лежит огонь гнева, как крепкая стена, и

эта стена должна быть разбита жестоким натиском, если звездные духи

хотят заглянуть туда; душевному же духу дверь отверста, ибо ничто не

задерживает его и он -- как сам Бог в своем самом внутреннем рождении.

21. Теперь кто-нибудь спросит: но как же мне разобраться в трояком

рождении в природе?