logo search
методичка - лекции для колледжа

2. Явление и сущность.

Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся и внутреннее, его сущность. Научное познание руководствуется методологической установкой: переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению. Описание имеет дело с явлениями, а объяснения предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.

Материя “является” нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т.д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство. Сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление - как внешнее. Но “внутреннее” здесь надо понимать не в геометрическом смысле (например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле “внутри” их корпуса, но сущность часов - не в деталях, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс). Сущность - это основание явлений. (Например, сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел - закон всемирного тяготения; сущность прибыли - производство прибавочной стоимости).

Сущность в постановлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений (так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде). Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность познается мышлением. Итак, сущность - это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.