logo search
методичка - лекции для колледжа

Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.

  1. Развитие представлений о материи в истории философии.

  2. Явление и сущность.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник.- М., 1997.

2. Ильин В.В. Философия: учебное пособие.- СПб.: ПГУПС, 2000.- 236 с.

3. Ильин В.В., Кармин А.С., Огородников В.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 106-110

4. Ильин В.В., Юлдашев Л.Г. Современная научная философия: негеоцент-

рический материализм: учеб. пособие.- М.: Высш. шк., 2003.- С. 5-35

5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов.- СПб., 2001.

6. Философия: Учебное пособие. Под ред. проф. Лавриненко В.Н.- М., 1996.

7. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

-----------------

1. Материя (от лат. materia-вещество):

1) в самом общем виде - это многообразная и изменчивая реальность, т.е. это бытие, которое само не понимает бытия, не вносит в него содержание, а только рождает многообразные чувственно-материальные формы.

2) у Аристотеля: то, что способно обретать форму, возможность бытия.

3) у Фомы Аквинского: «чистая потенция»; она нуждается в форме, чтобы давать вещам бытие и индивидуализацию: материя внутренне не способна самоопределяться, поэтому форма охватывает и определяет её, вносит в неё внутренний порядок, чтобы возникли вещи.

4) диалектический материализм: материя «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Таким образом, материя – это объективная реальность, которая существует вне нашего сознания и данная нам в ощущениях.

7) в русской религиозно-идеалистической философии утверждается, что «согласно учению самого материализма, человек никогда не наблюдает материи: в непосредственном опыте он всегда находит только свои собственные психические состояния. Если бы мир был построен так, как это утверждает материализм, то человек не мог бы доказать, что материалистическое миропонимание есть истина» (Н.О. Лосский).

8) у А.Ф. Лосева: «Материя, из которой состоит всякая вещь, не есть сама вещь и тем более не есть её сущность; это - иное вещи, инобытие вещи. …Материальность ровно ничего нам не скажет об искомой нами индивидуальности материальных вещей».

Гилозоизм - (от греч. hyle-материал и zoe-жизнь). Таковы взгляды античных натурфилософов Милетской школы:

1) миропонимание, согласно которому в глубинах любого вещества таится жизнь.

2) направление в учении о материи, которое утверждает, что всякая материя есть живое, жизнедеятельное начало, изменяющееся и действующее на окружающую среду соответственно своим стремлениям, симпатиям, антипатиям.

3) не усматривает глубокого различия между душевным и материальным

процессом и сливает их в одно смутное целое.

Механистическая теория. Типичными представителями механис-тических учений о материи были в Древней Греции Левкипп и Демокрит с их атомистической концепцией, в которой материя понималась как множество атомов, которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела. Различие вещей атомисты объясняли тем, что атомы отличаются по форме, весу и величине и образуют различные конфигурации при соединении.

Особенно распространены были механистические учения среди ученых и философов 17-18 веков, таких как Фр. Бэкон, Гоббс, Декарт.

Декарт предложил “эфирную” концепцию материи. Основой вещей являются эфирные вихри, состоящие из частиц разного размера. Вихрь обладает определенной формой, величиной, скоростью и моментом инерции. Материальная вещь представляет собой соединение некоторого числа таких вихрей. Вихри находятся в постоянном движении и изменении, в соответствие с чем, изменяются и вещи. Итак,

1) материя есть движущаяся масса, которая состоит из атомов, т.е. мельчайших неделимых далее частиц.

2) атом есть маленькое, протяженное и абсолютно непроницаемое тело обладающее постоянной массой.

3) атом не способен самостоятельно изменить свое состояние покоя или движения: только под влиянием извне (толчка или давления) производимым

другим телом атом может выйти из состояния покоя или изменить направление и скорость своего движения.

Динамистическое учение о материи в различных формах было развито такими философами как Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель. Существенная черта этой теории материи - признание производности материального бытия. Материя есть обусловленное бытие созданное духовными деятелями. Есть два слоя бытия: основной (сверхвременный и сверхпространственный, именно духовные деятели наделенные творческой силой) и производный, вторичный (пространственный и временной, именно материальный процесс отталкивания и притяжения).

Диалектический материализм. В начале XX вв. обнаружилось, что такие характеристики атомов как неизменность, неделимость потеряли свое универсальное значение, а предполагаемые свойства эфира настолько противоречивы, что сомнительно само его существование. Стало ясно, что нельзя сводить материю к какому-то конкретному ее виду или состоянию, рассматривать ее как неизменную субстанцию. Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата. Нет абсолютной субстанции; материя - это изменчивая объективная реальность.

Материальный мир представляет собой бесконечное множество структурно-организованных материальных объектов, находящихся в многообразных взаимосвязях и изменениях. Для обозначения того, что присуще всем материальным объектам употребляется термин “всеобщее” или “атрибут”. Качество и количество, пространство и время, движение и т.д. – это атрибуты материи, всеобщее во всех материальных объектах. Атрибуты материи существуют объективно, а категории – в познании и сознании.