logo search
шпоры по философии

55.Основные формы бытия.

Бытие – исходная фил. категория обозначающая реальность, существующая объективно. К основным формам бытия относится: 1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие произведенных человеком вещей («второй природы); 3) бытие человека в мире вещей ;4) собственно человеческое бытие;5) бытие индивидуализированного духовного ;6) бытие объектевизированного духовного. Пространство, время, движение, материя находятся в постоянном единстве, они же явл-ся всеобщими формами бытия.

Субъектом всякого бытия явл-ся сущее (абсол. Первоначало).Оно не зависит от реальности внешнего мира, а также от мышления, а наоборот придает миру его реальность, а мышление его предметность. Способом сущ-ния сущего явл-ся движение. Быть- значит быть в движении, изменении. Формы сущ-ния сущего явл-ся пространство и время. Как видим, здесь все взаимосвязано. Что касается материи то это философская категория, которая трактуется как объективная реальность данная человеку в ощущениях и сущ-ая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи атрибуты: субстанцианальность, всеобщность, абсолютность, несотворимость, неуничтожимость. Важнейший признак бытия - его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей. Это означает, что бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его развитие, сознание же вторично, является отражением бытия. Поэтому понятия бытия и материи часто употребляются в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя обуславливает объективную реальность окружающего нас мира, порождает в своем постоянном движении, развитии бесконечное многообразие форм бытия - конкретных предметов, процессов и явлений.

«Чистого» бытия, т.е. бытия, существующего до материи и вне ее, нет. Попытки отрыва бытия от материи неизбежно приводят к идеализму, когда на место реальной, материальной основы мира ставится духовная, идеальная. В применении к развитию общества понятие бытия вообще выступает как понятие общественного бытия, первичного по отношению к общественному сознанию и определяющего его содержание (Общественное бытие и общественное сознание).