1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
1989.
2. Ильин В.В. История философии
-----------------
1. Для ответа на вопрос о том, почему возникла марксистская философия, нужно учитывать, что общественное бытие определяет общественное сознание. Появление марксистской философии обусловлено развитием материальных условий жизни общества.
Научный анализ противоречий буржуазного общества, выявление и теоретическое осмысление тенденций и перспектив дальнейшего развития капитализма становится объективной исторической необходимостью. В первой половине XIX века обостряется антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Марксизм как выражение коренных интересов и потребностей международного рабочего движения, явился итогом мирового исторического развития. Создавая новое мировоззрение, Маркс и Энгельс критически переработали всё то ценное, что содержалось в предшествующем развитии человеческой мысли. В. И. Ленин указал на три основных теоретических источника марксизма: английскую классическую буржуазную политическую экономию, французский утопический социализм и немецкую классическую философию. Большую роль в духовном развитии Маркса и Энгельса сыграла классическая немецкая философия, в особенности философия Гегеля и Фейербаха
Маркс и Энгельс создали теорию научного коммунизма. Они доказывали, что социализм – необходимый результат развития современного капиталистического общества, они вскрыли экономические основы социалистической революции, они также указали на класс, который должен совершить эту революцию – пролетариат. Появление марксистской философии отвечало объективному ходу развития естествознания, нуждающегося в диалектико–материалистическом обобщении своих результатов.
2. Исторической заслугой марксизма в области философии является создание материалистической диалектики и материалистического понимания истории общества.
1) Важнейшая особенность марксистской философии, определяющая её последовательно научный характер, состоит в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа, и общество диалектичны, материи присуще внутренне саморазвитие. Диалектика понимается Марксом и Энгельсом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Материалистический характер марксистской философии означает, что она требует рассматривать мир таким, каков он есть. Диалектический характер её означает требование учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость.
2) Философия марксизма выступает против удвоения мира на посюсторонний и потусторонний. Материальное единство мира обосновывается длительным процессом человеческого познания. Марксистская философия отрицает существование каких–то неизменных абсолютов, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.
Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалектики являются закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Противоречие является внутренним источником процесса развития, в котором постепенные, эволюционные изменения переходят в скачкообразные, революционные изменения, а отрицание представляет собою уничтожение старой формы при сохранении развивающегося содержания.
3) В марксистской философии предлагается новое понимание гносеологии. Из научного решения основного вопроса философии следует, что познание есть отражение материальной действительности в сознании человека. Поэтому марксистскую теорию познания Ленин называл также теорией отражения. Само сознание возникло в трудовой деятельности людей. Человек познаёт мир, воздействуя на него и преобразуя его в процессе материального производства. Общественная практика и, прежде всего, материальное производство, образует основу познания и является критерием его истинности.
4) Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории, или исторический материализм. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. д., а для этого необходимо трудиться. Труд, материальное производство является основой общественной жизни, политической и умственной истории общества. Потребности человека не ограничены. Удовлетворенные потребности порождают новые. Но жизнедеятельность людей не ограничивается материальным производством. Она включает производство других людей. Производство предполагает общение между людьми. Законы общества определяют границы спектра этих возможностей, они выражают общее направление исторического развития.
Общие закономерности исторического процесса:
Определяющая роль материальной жизни и способа материального производства в развитии общества.
Соответствие производительных отношений характеру и состоянию производительных сил общества.
Обусловленность политической и идеологической надстройки экономическим базисом общества и обратное влияние надстройки на базис.
Возрастание роли народных масс с расширением масштабов исторического действия.
Объективные закономерности определяют структуру и функционирование общества. Возникновение классов – закономерный результат экономического развития общества, появления частной собственности на средства производства. В ходе развития человеческого общества происходит отчуждение труда. Чтобы преодолеть отчуждение человека от человека, отчуждение от человека его человеческой сущности, нужно изменить мир. Маркс утверждал, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, а эта диктатура – переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов.
Конфликт между производительными силами и производственными отношениями в антагонистических обществах обуславливает объективную закономерность социальной революции. В революционной борьбе масс осуществляется закономерный переход от одной общественно–экономической формации к другой.
5) Общественное сознание отражает общественное бытие. Основа моральных взглядов – реальные отношения людей. В классовом обществе мораль носит классовый характер. Мораль развивается новыми передовыми общественными силами. Возникновение эстетических эмоций связано с трудовой деятельностью человека. Маркс и Энгельс говорили о классовом характере искусства в классовом обществе.
Маркс и Энгельс считали, что освобождение масс от религиозных предрассудков составляет неотъемлемую часть освободительного движения пролетариата. Религиозное сознание в массах отомрёт в ходе экономического и культурного развития общества, при условии настойчивой идейной борьбы против религиозных предрассудков.
6) Создание диалектико–материалистической философии, дающей последовательно научное понимание природы, общества и познания, означало, в определенном смысле, конец старой философии. В связи с развитием общественной практики рос уровень и объём научных знаний. Идёт закономерный процесс выделения отдельных отраслей знания из единой, нерасчленённой философии. Но на смену приходит новая философия, которая иначе определяет свой предмет. Всякая наука, исследуя свою область явлений, должна найти законы, действующие в этой области явлений, установить причины, порождающие их. Следовательно, во всех явлениях действительности, какой бы наукой они ни изучались, имеется нечто общее, то, что обозначается этими понятиями (так называемые атрибуты). Все специальные науки исходят из существования атрибутов у изучаемых ими объектов, изучение атрибутов материи – это и есть подлинное дело философии. Философия – это наука об атрибутах материальной действительности и общих закономерностях познания. С одной стороны, философия опирается на специальные науки, черпает в них материал для своих обобщений. С другой стороны, специальные науки опираются на философию, заимствуют из неё исходные мировоззренческие и методологические принципы.
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,