logo search
шпоры по философии

54.Бытие как исходная философская категория.

Категория бытие занимает центральное место в фил-ких учениях. Она служит для обозначения всего того, что существует, иначе она охватывает как материальное, так и духовное без исключения. Первыми ф-ми концепциями о бытие были учения Парменида, Платона, Аристотеля. Но не смотря на различие их взглядов все эти философы разграничивали бытие и небытие. Новые концепции бытия сформулировались в 17-18вв. в период развития науки, техники, естествознания. Бытие здесь рассм. как физич. реальность, противостоящая человеку. Бытие отождествлялось с природой, а сама природа трактовалась как сложный механизм. Характерным для учения этого периода явл. признание существования субстанции как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия. Такой подход исключал из бытия духовный мир человека, его сознание и деятельность. Представители немецкой класич. фил. показали ограниченность рассм-ния бытия в не опыта человека. Они стали его рассм-ть преимущественно в духовно-идеальном аспекте. Так, например, Кант, Гегель акцентировали внимание на новом уровне бытия, а именно – на объективно-идеальном бытие, сущность кот. раскрывается через различные формы деятельности человека. Т.об. бытие представляет собой единство объективной и субъективной реальности. С проблемой бытия тесно связана проблема субстанции. Утверждение субстанционального подхода к бытию связывают с Аристотелем, Парменидом, Платона. Наиб. развитие этот подход получил в средневековой холастике (Фома Аквинский), где в качестве высшего воплощения бытия рассм-ся Бог. В истории философии вопрос о субстанции как основе реально существующего мира решался неоднозначно. Большинство философов признавали единую основу мира: или материю или сознание. Эта точка зрения монистическая. Монизм подразделяется на материализм и идеализм (Платон, Гегель). Некоторые философы признавали не менее двух основ мира. Например, Кант исходил из равноправия мира вещей в себе и мира вещей для нас, Лейбниц – множество монад. Тем не менее все подходы дополняют друг друга и раскрывают многообразия феноменов бытия. Основное положение категории бытия обуславливается двумя обстоятельствами:1)во-первых способностью охватить в себе весь окружающий человека мир, как некоторую целостность, что извечно есть, существует, бытействует;2)свойством, кот. явл-ся для философии простейшим способом мыслимости абсолюта, поскольку из содержащегося в категории бытия представление о реальности вытекает идея о том, что этот мир существует не как безформенная масса, а как нечто единое взаимосвязанное. Существует два наиболее важных подхода к бытию – это субстанциональный и субъективистский. Таким образом, постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.