logo search
методичка - лекции для колледжа

5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные

ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2004.- С. 111-114;

-------------------

1. В метафизической концепции движения отказываются от представления о единстве устойчивости и изменчивости в самой субстанции, ее рассматривают как неизменный “носитель” изменений, а источник движения - как нечто внешнее ему (Нус, формы у Аристотеля). Метафизический материализм движение рассматривает как пространственное перемещение тела под влиянием внешних сил, при этом объект качественно не изменяется. Проводится четкое разграничение и противопоставление движения и покоя.

В диалектическом материализме движение понимается как любое изменение объекта. Такое понимание распространяется на любые уровни организации объективного мира и приложимо к вещам, свойствам и отношениям вещества. Диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существование материи, атрибут. В диалектическом материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешним воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов: устойчивость и изменчивость - это стороны самого движения. Нет ни “чистого” изменения, ни “чистого” постоянства. В материалистической диалектике утверждается, что в материальных процессах изменчивость принадлежит определяющая роль, а устойчивости – подчиненная. Все новое в мире порождается изменением, а устойчивость фиксирует результат этого изменения. Вместе с тем, устойчивость есть необходимый момент движения: переход от одного состояния к другому возможен лишь, если сохраняется основа изменяющей системы.

2. Диалектико-материалистический подход к классификации форм движения учитывает последовательность и иерархичность уровней организации материи в их естественном становлении, выделяя механическую, физическую, химическую, биологическую и социальные формы движения. Редукция (сведение) любой из этих форм к низшей является вариантом метафизики и называется механицизмом. Абсолютизация одной из этих форм в качестве самостоятельно и независимо существующей также выступает формой метафизического мышления, часто ведущей к идеализму (при абсолютизации биологической или социальной формы). По масштабам взаимодействия современное естествознания выделяет микродвижение, макродвижения и мегадвижение.

3. Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приводила к отрицанию развития. В XYIII в. господствовали идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея развития (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т.д.).

Развитие не тождественно движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т.п. Развитие - некоторое особое движение, особое изменение.

Развитие – система направленных изменений. В ходе развития выделяются четыре стадии: возникновение (становление), восходящая ветвь, нисходящая ветвь и исчезновение. Конкретная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчивой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.

Для конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса. Иногда восходящую ветвь характеризуют как прогрессивное, а нисходящую - как регрессивное изменение. С нашей точки зрения такое понимание неправомерно. Факты показывают, что на обоих этих стадиях есть и прогресс, и регресс, но дело в их различном соотношении: на восходящей ветви доминирует прогресс, на нисходящей - регресс. Понимание восходящей и нисходящей ветви как единства прогрессивных и регрессивных изменений является важной методологической идеей, поскольку снимает возможность метафизического огрубления в понимание развития.

Выделяют три группы критериев: системные, энергетические и информационные. Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т.д. Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.