logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Отверстые врата земли

58. Теперь кто-нибудь спросит: из какого же вещества или из какой

силы произошли тогда трава, зелень и деревья? Каковы были

обстоятельства и условия их творения? Простец скажет: Бог создал все

из ничего; но он не ведает этого самого Бога и не знает, что он

есть; когда он взирает на землю и на ту глубину, которая над землею,

он думает: это не Бог, или: Бог не там. Он постоянно воображает, что

Бог обитает только над голубым небом звезд и правит как бы духом,

исходящим из Него в сем мире, тело же Его не присутствует здесь на

земле и в земле.

59. Такие мнения читал и я в книгах и в писаниях ученых; поэтому

именно и возникло столько разных мнений и произошло столько распрей

между ними.

60. Но так как Бог в своей великой любви отверзает мне врата своего

существа и мыслит о союзе, который у Него с человеком, то я хочу

раскрыть и отпереть все врата Божий, весьма усердно и строго, по

моим дарованиям, насколько дозволит мне Бог.

61. Не в том смысле, будто я достаточно силен в этих вещах, но лишь

в той мере, в которой я могу постигнуть их. Ибо существо Божие -- как

колесо, в котором много колес вделано друг в друга, и наискось, и

вверх, и вниз, и все они вместе непрестанно обращаются; и вот:

видишь колесо, и весьма изумляешься, и, однако, не можешь сразу ни

изучить, ни постигнуть его в обращении; но чем больше взираешь на

колесо, тем больше изучаешь его образ; и чем больше научаешься, тем

больше радостного желания испытываешь к колесу, ибо видишь

непрестанно нечто дивное, и человек не может вдоволь наглядеться и

научиться.

62. Так и я: что в одном месте опишу я недостаточно об этой великой

тайне, то ты найдешь в другом; чего я не смогу описать в этой книге

из-за пространности предмета и моей невразумительности, то ты

найдешь в следующей.

63. Ибо эта книга есть лишь первый отпрыск этой веточки, которая

зеленеет в своей матери; подобно ребенку, который учится ходить и не

может сразу быстро побежать.

64. Ибо дух хотя и видит колесо, и хочет постигнуть образ его в

каждом месте, однако ему это не удается в достаточной мере из-за

обращения колеса; когда же случается, что он видит снова первый

постигнутый им образ, он каждый раз научается чему-нибудь еще, и все

больше привлекается к колесу, и любит его.

65. Теперь заметь: земля обладает точно такими же качествами и

неточными духами, как и глубина над землею или как небо, и все

вместе в целом принадлежит к одному телу; и весь Бог есть это единое

тело, а что ты не видишь и не знаешь его всецело, тому виною грех, с

которым ты в этом Божественном великом теле заключен в мертвой

плоти; и сила Божества скрыта от тебя, подобно тому как мозг в

костях скрыт от плоти. Но если ты в духе пробьешься сквозь смерть

плоти, ты увидишь сокрытого Бога; подобно тому как мозг в костях

проницает их и дает плоти силу и крепость, и, однако, плоть не может

постигнуть его, но только его силу, так и ты в плоти не можешь

видеть сокрытого Божества, но получаешь его силу и разумеешь в ней,

что в тебе обитает Бог.

66. Ибо мертвая плоть не принадлежит к рождению жизни, чтобы

получать жизнь света в собственность; но жизнь света в Боге восходит

в мертвой плоти и рождает Ему из мертвой плоти иное небесное и живое

тело, которое знает и постигает свет.

67. Ибо сие тело есть лишь оболочка, откуда вырастает новое тело

["новое тело вырастает из небесного существа в слове, из плоти и

крови Христа, из таинства ветхого тела"], как это бывает с пшеничным

зерном в земле; оболочка же не воскреснет снова и не оживет, как не

бывает этого и с пшеницею, но останется вечно в смерти и в аду.