89. Понятие обществено-экономической формации.
Формация общественно-экономическая - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 442).
Исследование Ф. о.-э. даёт возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития. А это позволило, по словам В. И. Ленина, перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их, исследующему то, что свойственно, например, всем капиталистическим странам, и выделяющему то, что отличает одну капиталистическую страну от другой. Специфические законы развития каждой Ф. о.-э. являются в то же время общими для всех стран, в которых она существует или утверждается. Ещё в начале 20 в. при обсуждении проекта программы РСДРП В. И. Ленин критиковал Г. В. Плеханова за игнорирование особенностей капитализма в России, за абстрактный подход к определению задах российского пролетариата. Социализм, как первая фаза коммунистической формации, также имеет свои общие законы, обязательные для всех стран, которые идут по социалистическому пути развития. Игнорирование этих общих законов ревизионистами, проповедующими необходимость особых национальных "моделей" социализма для каждой страны, ведёт к национализму. На основе обобщения истории развития человечества марксизм выделил след. основные Ф. о.-э., образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Первобытнообщинный строй - первая неантагонистическая Ф. о.-э., через которую прошли все без исключения народы. В результате её разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим Ф. о.-э. Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения. "Буржуазные производственные отношения, - писал Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7, 8). На смену ей закономерно приходит, как предвидели Маркс и Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.
Последовательная смена Ф. о.-э. объясняется прежде всего антагонистическими противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. При этом действует общая закономерность, открытая Марксом, согласно которой ни одна Ф. о.-э. не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, а новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования (см. там же). Переход от одной Ф. о.-э. к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает антагонистические противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а также между базисом и надстройкой. В отличие от смены Ф. о.-э., смена различных фаз (стадий) внутри одной и той же формации (например, домонополистического капитализма - империализмом) происходит без социальных революций, хотя и представляет собой качественный скачок. В рамках коммунистической Ф. о.-э. происходит перерастание социализма в коммунизм, осуществляемое постепенно и планомерно, как сознательно направляемый закономерный процесс.
90. Концепция постиндустриального общества. Термин "постиндустриальное общество" родился в США ещев 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры. В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество. На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ. Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания
1. Место философии в системе научного знания.
2. Специфика и разнообразие философского знания.
3. Функции философии.
4. Философия как мировоззрение.
5. Основные понятия и категории философии.
6. Понятие мировоззрения, его суть и структура.
7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
9. Специфіка філософського знання Стародавної Індії.
10. Особенности философской мысли Древнего Китая.
11. Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
12. Основные этапы развития философии в Древней Греции.
13. Философия Элейской школы. Парменид.
14. Досократівська філософія.
15. Сократ и его место в истории философии.
16. Объективный идеализм Платона.
17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
18. Эллинистическая философия (стоики, эпикурейцы, скептики).
19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
20. Патристика как историческая форма философствования.
21. Философские взгляды Аврелия Августина.
22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
25. Натурфилософия эпохи возрождения.
26. Социальная философия эпохи возрождения.
27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
28. Рационализм Р.Декарта.
29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
30. Эмпиризм и рационализм.
31. Эмпиризм Ф.Бекона.
32. Сенсуализм Дж. Локка.
33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
34. Французский материализм 18 века.
35. Немецкая классическая философия.
36. Трансцендентальная философия И Канта.
37. Категорический императив И. Канта.
38. Система Объективного идеализма Гегеля.
39. Диалектика Гегеля.
40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, религиозная.
44. Позитивистская традиция в философии.
45. Неопозитивизм и его разновидности.
46.Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
47. Экзистенциализм: содержание и направления.
48. Герменевтическая традиция в философии.
49. Психоанализ и неофрейдизм.
50. Ситуация постмодерна в філософи.
51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
52. Особливості укр. філ. Парадигми.
53. Специфика русской философской мысли.
54. Бытие как исходная философская категория.
55. Основні форми буття.
56. Категория «материя» и ее атрибуты.
57. Диалектика как теоретическая система.
58. Законы и принципы диалектики.
59. Принципы и категории диалектики.
60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
61. Сознание как философская категория.
62. Структура сознания и категория идеального.
63. Сознательное и бессознательное (З. Фрейд, К. Юнг).
64. Познание как предмет философского анализа.
65. Специфика научного познания.
66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
70. Истина и ее критерии.
71. Основные концепции истины.
72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
73. Особенности классической и неоклассической философии.
73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
76. Общелогические приемы и методы исследований.
77. понятие научного метода.
78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
80. Понятие ценностей. Аксиология.
81. Общество как социальная система.
82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
83. Проблема социального неравенства и понятие социальной структуры общества.
84. Философия истории: предмет и направления.
85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
87. Общественный прогресс: суть и критерии.
89. Понятие обществено-экогомической формации.
90. Концепция постиндустриального общества.
-
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.