79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
Первоначальной предпосылкой бытия человека является существование его тела, подвластного всем законам жизни как биологической формы бытия. Однако человек как homo sapiens, как конкретно социальное существо находится в соответствующем социокультурном пространстве, в системе социальных связей. Единство в человеке биологического и социального подчеркивает его сложную «природу». Биологические составляющие — это, прежде всего биофизические и физиологические закономерности, которые позволяют поддерживать естественную (биологическую) совместимость человека, а именно это показывает его схожесть с другими природными созданиями. Однако биологическое — это не только все то, что их генетически сближает, а еще и то, что существенно отличает, например, вертикальная походка как анатомическое отличие позволяет человеку лучше охватить взглядом окружающий мир. Социальные характеристики — это прежде всего психофизическая и духовная структура человека, которая выступает социально-психологическим его определением как личности, Таким образом, благодаря биологической сущности человек становится частицей естественной связи явлений и подчиняется естественной необходимости, а с помощью социальных отличий он становится частицей общества, истории человечества, культуры, социального бытия. Одним из главных условий становления человека является работа, трудовая деятельность. Благодаря развитию трудовой активности биологическая организация человека получила существенные изменения. Трудовая деятельность повлекла за собою формирование новых социальных качеств человека — развитие мышления, языка, разнообразных форм общения на основе определенных норм и принципов морали, ценностных ориентации.
Выяснение сущности человека дало возможность показать, что его возникновение ознаменовало собою появление качественно новой системы, которая характеризуется не только присущей ей спецификой жизнедеятельности, качественно отличной от жизнедеятельности животного, но и спецификой его взаимосвязей с миром. Эти взаимосвязи осуществляются на основе необходимости производства орудий труда и средств удовлетворения жизненных потребностей, потребностей в системе общественных отношений, в осознании и выработке целей, потребностей в свободе, Наличие этой сложной системы потребностей, которые опосредуют жизнедеятельность человека, обусловливает (на основе деятельности) и сложную систему его взаимосвязей с миром своего бытия. Итак, миром бытия человека становится не только природа, но и та реальная система общественного производства и система общественных отношений, в которой и с помощью которой осуществляется его жизнедеятельность, Конечно, качественно новым, в сравнении с животным, становится и взаимосвязь человека с миром его бытия.
Итак, отражением многоуровневого измерения человека становятся три его ключевых характеристики, которые достаточно широко используются в социальной философии: индивид, индивидуальность, личность. Индивид — единичное, общим способом отделенное, обособленное существо. Это своеобразный социальный атом, отдельный человек, который рассматривается как единичный представитель человеческого рода. При применении этого термина исключаются конкретные социальные и психологические характеристики. Это наиболее простая, абстрактная характеристика человека, которая свидетельствует лишь о телесной отделенное-™ одного от другого. Индивидуальность — термин, который обозначает уникальность и неповторимость человеческого существа, предполагает как целостность нашего «Я», так и набор его специфических качеств и свойств, Если определение «индивид» подчеркивает, что отдельный человек — это представитель рода, то понятия индивидуальность, напротив, показывает, в чем заключается отличие представителя всеобщности, в чем он не похожий на других. Личность — термин, определяющий целостного человека в единстве его индивидуальных свойств и социальных функций, которые он выполняет. Это человек с собственными социально обоснованными качествами, которые выражаются индивидуально в интеллектуальном, волевом, эмоциональном аспектах. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личность, ее поведение, преимущества, эмоции определяются определенными факторами: условиями среды, положением в системе социальных связей, своеобразностью внутреннего духовного мира. В условиях первобытного общества человек не мог стать личностью. Дальнейшее развитие общества приводил к тому, что человек все больше отделялся от непосредственного слияния с родом, выполняя разнообразные социальные функции и развивая в себе личностные качества. Так, в каждую эпоху складывался соответственно ее общей атмосфере конкретный тип личности. Именно поэтому понятие «личность» считается конкретно историческим.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.