logo search
шпоры по философии

37. Категорический императив и. Канта.

Эммануил Кант(1724-1804) – родоначальник НКФ. В ранний докритический период находился под влиянием философии просвящения. Ценил силу разума и науки. После написания критики чистого разума оказался на позициях субъективного идеализма. Во второй части критики чистого разума Кант стремится доказать, что философия призвана определить высшие цели человеческого разума – поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда и его трактовка высшего морального закона, который он назвал категорическим императивом, главным требованием которого стало видеть в человеке не средство а самоцель. Кант утверждал, что все нравственные понятия имеют место в разуме, независимо от всякого обыденного опыта, а поэтому чистота их происхождения служит нам высшими практическими принципами. «Чистый разу сам по себе есть практический разум и дает людям всеобщий закон, который мы называем нравственным законом». В качестве мерила ценности поступков у Канта выступает воля, а долг в свою очередь принуждает волю и поступки человека принимать во внимание моральные законы, порожденные разумом. Бог выступает идеалом чистого разума и гарантирует гармонию счастья и нравственности. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка в любой момент могла считаться в то же время и принципом всеобщего законодательства». Трактовка этого категорического императива: любой человек волен поступать как ему заблагорассудится, но нравственными будут только те поступки, которые не противоречат категорическому императиву.

Основные постулаты критического разума: 1. Человек несвободен (как природное существо он заключен в рамки причинно-следственных связей), его можно рассматривать как вещь в себе. 2. Нравственное существо - в этом случае человек свободен. У каждого есть представления о счастье. Всеобщего счастья добиться невозможно - все люди разные. Пропасть между счастьем и долгом. Тpи постулата практического разума: 1. признается существование свободы в поступках, 2. бессмертие души (воздавать за поступки в том мире; гармония между всеобщим благом и поведением может быть лишь в мире бессмертия души), 3. в мире существует некое абсолютное существо - бог (необходимый момент, гарант нравственного мира и порядка). Мораль - причина религии и бога. Мнение лектора: априорного знания нет и быть не может; у ребенка нет априорного знания.