logo search
шпоры по философии

35. Немецкая классическая философия.

НКФ- этап развития философии , представленный учениями Канта , Фихте , Шеллинга , Гегеля и Фейербаха . НКФ п.с. своеобразного обобщения опыта буржуазных революций . К тому времени уже миновавших вершины своей революционности . От сюда и в ярко выраженное компромиссные тенденции в НКФ , стремление ограничить решение многих жизненных проблем области или духовно-теоретической или абстрактно-чувственной . Теоретическими источниками НКФ были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества , в особенности идейное наследие франц. и немец. просвещения , рационализм Декарта , Спинозы, Лейбница , материалистическая линия философии . НКФ представлена всеми основными философскими течениями : дуалистическим , субъективно-идеалистическим , объективным идеализмом и материализмом . НКФ является единым , относительно самостоятельным этапом развития философии , ибо все системы НКФ логически вытекают одна из другой . Так , внутренние противоречие философской системы Канта , заключающееся в признании объективно существующей «вещи в себе « и отрицании возможности ее познания , породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте , а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля . Идеалистические системы их основаны на принципе тождества субъекта и объекта , идеального и реального . Если у Канта познания разделяют природу и человека , то у Гегеля реальность соответствует понятию , его категориям и законам . Вместе с тем последние берутся у Гегеля в движении , что позволило ему угадать в диалектике понятий диалектику вещей . Однако идеализм Гегеля , абсолютизация мышления и его истории в конечном счете и породили коренной порог его системы – диалеатическое развитие стало движение по замкнутому кругу . Фейербах отбросил абсолютную идею , а вместе с ней и диалектику духовного развития человечества, ведя в ней лишь совокупность различных форм проявления сущностных сил человека . Мышление , сознание он свел к чувственному созерцанию , а сущность человека – к природной чувственной основе . Всем ходом своего развития НКФ показало , что наиболее полное , глубокое научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалестической основе с использованием всех достижений НКФ , особенно его диалектики . Именно это обстоятельство и позволило НКФ стать одним из основных источников марксизма .