Об ангельской радости
19. Теперь спрашивается: что же делают ангелы Божий на небе или для
чего и для какой цели Бог сотворил их? Заметьте себе это, скупцы,
вы, которые стремитесь в мире сем к горделивой пышности, почестям,
славе, власти, деньгам и имениям, и выжимаете у бедняка пот и кровь
его, и расточаете в роскоши труд его, и мните, что вы лучше, нежели
простой мирянин, заметьте себе, на что сотворил вас Бог.
20. Вопрос: зачем сотворил Бог князей ангельских, а не всех ангелов
равными? Вот смотри: Бог есть Бог строя, и как все происходит,
движется и есть в его правлении в Нем самом, то есть в его рождении,
таков и чин ангелов.
21. Подобно тому как в Нем семь главных качеств, которыми движется
все Божественное существо, и Он являет себя в этих семи качествах
бесконечно, и, однако, эти семь качеств имеют в бесконечности
первенство, благодаря чему Божественное рождение пребывает вечно в
своем неизменном строе; и подобно тому как посреди семи духов Божиих
рождается сердце жизни, откуда восходит Божественная радость, --
таков чин и ангелов.
22. Князья ангельские сотворены по духам Божи-им, а херувим -- по
сердцу Божию: и каково действие Божественного существа, таково же и
ангела; и когда какое-нибудь качество восходит в Божественном
существе и проявляется особо в своем действии, как-то: в восхождении
звука, или в Божественной деятельности борения или сражения, то тот
ангельский князь, который всего сильнее привержен к этому качеству,
вступает также со своими легионами в лик свой пением, звучанием,
пляскою, радованием и ликованием.
23. Это есть небесная музыка: ибо здесь каждый поет по голосу своего
качества, и князь предводительствует ликом, как начальник хора
учениками своими, и царь радуется и ликует с ангелами своими в честь
великого Бога и в умножение небесной радости: и это есть как бы
святая игра в сердце Божием, и на то они и сотворены, на радость и
честь Божию.
24. И вот когда восходит небесная музыка ангелов, то в небесной
славе, в Божественном салиттере, возникают всевозможные
произрастания, всевозможные образы и цвета: ибо Божество проявляет
себя бесконечно и в неисследимом многообразии родов, цветов, форм и
радостей.
25. И какой неточный дух в Божестве каждый раз проявляет себя особо
своим восхождением и любовной борьбою, как если бы он получал
первенство, тот ангельский князь и начинает немедленно с
приверженными ему ангелами свою небесную музыку, по качеству своему,
пением, звучанием, игрою на свирели и всяким небесным искусством,
какое восходит в духах Божиих.
26. Но когда посреди восходит средоточие, то есть когда рождение
Сына Божия проявляет себя особо, как торжество, то возносится музыка
или радость всех трех царских правлений всего ангельского творения.
27. И какая бывает здесь радость, я предоставляю размыслить каждой
душе: я не могу объять этого в моей поврежденной природе и тем более
описать. Что же до этого пения, то я отсылаю читателя к оной жизни:
там он сам будет участвовать в лике и тогда лишь даст веру этому
духу; чего он здесь не понимает, то будет там иметь в созерцании.
28. Ты должен знать, что это не с ветра сочинено, но когда молния
восходит в средоточии, то видит и познает это дух; поэтому
остерегись и не забавляйся здесь насмешками, а то окажешься
ругателем пред Богом и может произойти с тобою как с царем Люцифером.
29. Теперь спрашивается: что же делают ангелы, когда они не поют?
Вот смотри: что делает Божество, то делают также и они, когда духи
Божий любовно в самих себе порождают друг друга и восходят друг в
друге, в сладостном обнимании, и лобзании, и вкушении друг от друга,
в каковом вкушении и обонянии возникает жизнь и вечная услада, о чем
ты подробно можешь прочесть выше, -- то также и ангелы дружески,
блаженно и сладостно прохаживаются друг с другом в небесных
областях, и созерцают дивный и отрадный образ неба, и вкушают от
благодатных плодов жизни.
30. Теперь ты спросишь: что же говорят они между собою? Ты,
кичливый, надменный и гордый человек, скоро мир станет тесен для
тебя, и ты думаешь, что нет никого, кто был бы тебе равен! Одумайся
теперь, ангельский ли ты носишь на себе образ или диаволь-ский.
31. С кем же я сравню теперь ангелов? По справедливости сравню их с
малыми детьми, когда в мае, в пору цветения роз, они выходят вместе
гулять среди прекрасных цветочков, и срывают их, и плетут себе из
них красивые веночки, и несут их в руках, и радуются, и говорят без
умолку о разных видах прекрасных цветов, и берут друг друга за руки,
уходя гулять среди прекрасных цветочков, а когда приходят домой, то
показывают их своим родителям и радуются; и родители тогда тоже
утешаются о детях своих и радуются вместе с ними.
32. Так делают и святые ангелы на небе: они берут друг друга за
руки, и гуляют в прекрасных небесных цветущих лугах, и говорят о
приятных и прекрасных произрастаниях небесной славы, и вкушают от
благодатных плодов Божиих, и играют прекрасными небесными
цветочками, и сплетают себе красивые веночки, и радуются в
прекрасных цветущих лугах Божиих.
33. И нет там ничего, кроме сердечного ласкания и кроткой любви, и
дружеской беседы, и блаженного общения, и каждый находит веселие
свое в другом и почитает другого. Они не знают ни о какой злобе, или
хитрости, или обмане; но Божественные плоды и небесная отрада -- все
у них сообща, и один может пользоваться ими, как и другой; там нет
ни зависти, ни вражды, но сердца их связаны любовно.
34. И подобно тому как родители в детях, так и Божество полагает
свое высшее благоволение в том, что его любезные дети так дружески и
любовно живут между собою на небе: ибо и Божество играет в себе
самом подобным же образом, один неточный дух в другом.
35. Поэтому и ангелы не могут ничего делать иначе, нежели делает их
Отец; о том засвидетельствовал и наш ангельский царь Иисус Христос,
когда был у нас на земле, сказав, как написано в Евангелии:
"Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить сам от
себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын
творит также" (Иоанн. 5, 19). И далее: "Если не обратитесь и не
будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Матф. 18, 3).
36. Он разумеет под этим, что сердца наши должны быть связаны
любовью, как у святых ангелов Божиих, и что мы должны поступать друг
с другом дружески и любовно, и любить друг друга, и предварять в
почтении, как ангелы Божий.
37. А не должны обманывать, и лгать друг на друга, и вырывать кусок
изо рта от великой жадности; а также гордиться, и величаться один
над другим, и презирать того, кто не умеет коварно, диавольски
хитрить.
38. О нет, так не поступают ангелы на небе; но они любят друг друга,
и никто не мнит себя прекраснее другого, но каждый находит радость
свою в другом и радуется прекрасному облику и приятности другого;
отчего восходит их взаимная любовь, так что они берутся за руки и
дружески целуют друг друга.
39. Заметь глубину: подобно тому как когда молния жизни взойдет
посреди Божественной силы и все духи Божий получат жизнь свою и
весьма обрадуются и возникнет между ними любовное и святое
обнимание, целование, вкушение, осязание, слышание, видение и
обоняние, так и у ангелов: когда один видит, слышит и осязает
другого, то восходит в сердце его молния жизни и один дух обнимает
другого, как в Божестве.
40. Заметь здесь глубину и высшую тайну ангелов Божиих. Если ты
теперь хочешь узнать, откуда происходит их любовь, и смирение, и
дружба, восходящая в сердце их, то заметь себе следующее:
41. Каждый ангел создан таким же, как и все Божество, и есть как бы
малый Бог: ибо когда Бог творил ангелов, то творил их из самого
себя; но Бог в одном месте таков же, как и в другом. Он повсюду
Отец, Сын и Дух Святой.
42. Этими тремя именами и силою их держится небо, и мир сей, и все,
о чем бы ни помыслило сердце твое; и если бы ты описал такой малый
круг, что едва мог бы взглянуть внутрь его или даже едва различить
его, в нем была бы, однако, заключена вся Божественная сила, и Сын
Божий рождался бы в нем, и Дух Святой исходил бы в нем от Отца и
Сына; если не в любви, то в гневе, как написано: со святыми ты свят,
и с развращенными ты развращен1 (Пс. 17, 26--27), с теми, что сами
возбуждают над собою гнев Божий; и он бывает тогда во всех духах
Божиих на том месте, где был возбужден; и в свой черед, где
возбуждается любовь, там она и пребывает в полном рождении всего
Божества того места.
43. И нет в том никакого различия между ангелами, и сотворены они
все из Божественного салиттера небесной природы; единственное
различие между ними то, что, когда Бог создавал их, все качества в
этом великом движении были в состоянии наивысшего рождения или
восхождения. Отсюда произошло то, что ангелы бывают различных
качеств и обладают различною окраскою и красотою, и, однако, все это
из Бога.
44. Но каждый ангел имеет в себе и все качества Божий, только одно
из них бывает в нем сильнее прочих; по этому качеству он получает
свое имя, в этом качестве и прославляется.
45. Подобно тому как качества в Боге непрестанно рождают друг друга,
и вместе восходят, и сердечно любят, и непрестанно получают свою
жизнь друг от друга; и подобно тому как молния восходит в зное, в
сладкой воде, откуда берет начало жизнь и радость, -- так бывает и в
ангеле, и внутреннее рождение его происходит не иначе как внешнее
вне его в Боге.
46. Как Сын Божий рождается вне ангелов, в срединном роднике, в
зное, в сладкой воде, из всех семи духов Божиих, и освещает в свою
очередь все семь неточных духов ангела.
47: И подобно тому как Дух Святой исходит от Отца и Сына, и слагает,
и образует, и любит все, так исходит Дух Святой и в ангеле в его
собратий, и любит их, и радуется вместе с ними.
48. Ибо нет никакого различия между духами Бо-жиими и ангелами, как
только то, что ангелы суть твари и телесное существо их имеет
начало; но сила их, из которой они сотворены, есть сам Бог, и она от
вечности и пребывает в вечность. Поэтому скорость их так же велика,
как скорость человеческих мыслей: куда они захотят, там тотчас и
обретаются; к тому же они могут быть большими или малыми, как
захотят.
49. И это есть истинное существо Божие в небе, даже само небо. Если
бы открылись глаза твои, то ты ясно увидел бы это здесь, на земле,
на том месте, где ты стоишь. Ибо если Бог может дать увидеть это
духу человеческому, который еще в теле, и если Он может открыться
ему в плоти, то Он может сделать это и вне плоти, если захочет.
50. О греховная обитель мира сего, как окружена ты отовсюду адом и
смертью! Проснись, близок час твоего возрождения, наступает день,
показывается заря. О безумный и мертвый мир, каких ты еще просишь
знамений? Все тело твое уже окоченело, а ты все еще не хочешь
пробудиться ото сна твоего! Вот, дается тебе великое знамение; но ты
спишь и не видишь его: поэтому даст тебе Господь иное знамение в
ревности своей, которую ты возбудил грехами твоими.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии