logo search
методичка - лекции для колледжа

2. Киники

Основатель кинизма – Антисфен (ок.445–360), его ближайший преемник – Диоген Синопский (ок. 412 – 323). Эта школа существовала до VI в. н.э.

В центре внимания Антисфена, как и всей школы в целом, – этические вопросы. Счастье человека он видел в независимости от окружающего мира; добродетель – автаркия, т.е. автономия личности. Было бы неправильным считать удовольствие за благо, так как при нем человек зависит от другого. Чувственные влечения, в принципе, нужно удовлетворять (голод, жажду, сексуальные потребности). Но если их превращать в цель, в удовольствие, в наслаждение, – то человек лишается своей независимости. Киники негативно относились к существующим законам, морали, искусству, семье.

Наиболее известным киником был Диоген из Синопа. Его высказывания, образ жизни пропагандировали пренебрежение к культуре, возврат к "естественному" состоянию. Одна из историй из жизни Диогена. "Однажды среди бела дня он зажег фонарь и стал бродить повсюду. Его спрашивали, зачем. Он ответил: "Человека ищу!". – Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда имеет в своем распоряжении все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

Диоген утверждал бесполезность математики, физики, астрономии, музыки, абсурдность метафизических построений. Пропагандирует отказ от комфорта. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.