logo search
методичка - лекции для колледжа

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

------------------

1. Эпоха Возрождения – эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования нацио­нальных государств и абсолютных монархий, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эта эпоха характеризуется значительными достижениями во всех об­ластях жизни общества и культуры. Культура эпохи Возрождения связана с развитием естествознания, с великими географическими открытиями.

2. Философии эпохи Возрождения присущ антропоцент­ризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с богом, то для Возрождения характерно расс­мотрение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители эпохи по–прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривается как деятельная творческая личность. Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:

– пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога; философы тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождест­влению бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

– идея тождества микро– и макрокосма, что приводило к своеобразно­му органистическому мировоззрению, трактующему природу по аналогии с человеком;

– гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия;

– качественная интерпретация природы.

В эту эпоху сильно вырос запрос на умственный труд, умножилось число лиц свобод­ных профессий, возникла светская интеллигенция. Гуманисты, как прави­ло, не были философами–профессионалами; они – политические деятели, дипломаты, филологи, поэты – люди новой социальной среды.

3. В эпоху Возрождения складываются новые социально–политические воззрения. Видным представителем их был Никколо Макиавелли. Макиавелли не удовлетворен религиозным идеалом человека, как человека смиренного, отвращающегося от реальной жизни. Он одоб­рял активных людей, особенно полководцев и правителей государств. Макиавелли рассуждает о судьбе, фортуне и роли активной деятельности человека. Человек должен изучить объективные обстоятельства и противопоста­вить им свою волю, энергию, силу. Человеческая деятельность может приспособиться к фортуне, как некоей социальной необходимости. Особен­но важно понимание границ возможного для политического деятеля. Макиавелли принимает в качестве принципа государст­венной морали правило: "Цель оправдывает средство". Макиавелли подчеркивал, что цель политики – не личный интерес правителя, а "общее благо" – создание сильного и единого национального государства.

4. Томас Mop предложить иде­ал общественного устройства. В первой части книги «Утопия...» – критическое описа­ние современной Мору Англии. Мор высоко оценивает не только умственный, но и физический труд. В Утопии труд обязателен для всех. В Утопии нет никакого противоречия между частным и общим. Всеобщий и свободный труд производит обилие продуктов и вещей, их доста­точно для удовлетворения потребностей. Вся продукция доставляется на общие склады, откуда каждый получает по потребности. Цель идеального общества – не только обеспечение материальных потребностей граждан и общества в целом, но и свободное развитие личности. На первом месте у человека – здоровье, которому вредит религиозный аскетизм. Но не нужно увлекаться радостями еды и питья; они должны быть умеренными, чтобы сохранялось здоровье.

Цель человеческого существования – счастье. Счастье же – в "честном и благородном" удовольствии. В Утопии существует веротерпимость; каждый волен мыслить Бога в соответствии со своими понятиями.

Томмазо Кампанелла говорит о том, что сущес­твуют две божественные книги, в которых мы черпаем истину – природа и Священное писание. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений. Кампанелла говорил о том, что бог сотворил материю и эти начала. И этим ограничивается его роль.

Кампанелла стремился к изменению социальных порядков, унижающих человека. Главную причину всех бедствий и неустройств современного ему мира Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. Власть денег приво­дит к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности.

В книге "Город Солнца" Кампанелла изложил свою социальную программу. У соляриев нет ни бедных, ни богатых. В Городе Солнца труд является не только обязанностью, но и жиз­ненной потребностью всех граждан. Принцип жизни соляриев – евангельское правило: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им. Кампанелла выдвинул идею всемирного единения людей. В нем он видел залог избавления человечества от войн, голода, эпидемий.

Гуманистическая культура охватывала, в основном, образованные слои; духовная жизнь народных масс шла по традиционному религиозному руслу.