logo search
методичка - лекции для колледжа

А) Милетская школа

Ее основатель – Фалес (624 – 547). Формулирует проблему первоначала, первоосновы всего сущего (Архэ). Традиция приписывает ему высказывания о том, что жизнь связана с влагой, a влага предполагает воду. Тепло получается из влажности, значит, все происходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивается в воде. Итак, вода – первооснова. Но, как считают комментаторы Фалеса, он имел в виду под водою некий жидкий "физис", a то, что мы пьем, – лишь одно из его состояний.

Второй милетский философ – Анаксимандр (ок.610 – 546). Начало всего – это апейрон – бесконечный и неопределенный "физис", из которого проистекают все вещи. Апейрон бессмертен и неразрушим. Анаксимандр говорит, что апейрон выделяет противоположности: влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Все вещи состоят из элементов – земли, воды, воздуха и огня в их определенных соотношениях. Элементы не должны нарушать своих границ – в этом справедливость. Но элементы состоят из противоположностей. Противоположности стремятся превозмочь друг друга – отсюда несправедливость. Она исправляется тем, что в ответ на усилия одной противоположности другая стремится стать преобладающей. Это, как будто бы, восстанавливает справедливость, но это тоже несправедливость. И снова нужно восстановить справедливость. Таким образом, повторяется цикл: мир возникает из апейрона и через определенный промежуток времени поглощается апейроном.

Последним философом милетской школы был Анаксимен (ок.588 – 525). По его мнению, первоосновой всего является воздух.

В заключение характеристики милетской школы нужно отметить что, когда милетцы говорят об архэ, то вода или воздух имеют и прямое, и переносное (аллегорическое) значение; речь идет о первооснове, которая образно может быть представлена в виде воды или воздуха.