logo search
шпоры по философии

28. Рационализм р.Декарта.

Р. Декарт основоположник рационалистического направления, заложил основы не только философии, но и систематизации науки. Универсалий, т.к. он был математиком, физиком, физиологом. Основные труды: «Метафизические размышления», «Первоначало философии», «Рассуждения о методе». Его учение называли картезианским. Он сформулировал строгое требование: истинным может быть только то, что познано логически и рационально. Разработал метод для управления разумом, который включает в себя ряд правил: 1) истинно то, что самоочевидно, 2)необходимо делить сложные вещи на простые составляющие, 3)продвигаться от простого объекта к сложному, 4)обеспечить полноту системы составлением списков. Декарт считал математику необходимым средством познания природы. Усмотрение истин у него вытекает из существования врожденных идей, к которым он относил аксиомы. В качестве основного метода познания предложил сомнение, т.к. благодаря ему может идти процесс самопознания субъекта. Отсюда вытекает «Мыслю, следовательно существую». Одной из центральных проблем философии Нового времени была проблема субстанции. Основная черта философского мировоззрения - дуализм. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теории познания Декарт объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: “Я мыслю, следовательно я существую”. В учении о бытии он не только признает существование духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Декарт отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т. е. объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к:

  1. материи, тождественной с пространством и

  2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог.