logo search
методичка - лекции для колледжа

5. Платон

В начале IV в. До н.э. Платон (427–347 до н.э.) создает развернутую систему объективного идеализма. В основе философии Платона лежит противопоставление чувственно воспринимаемого и бестелесного миров, явления и сущности. Наиболее показательно такое противопоставление делается при характеристике прекрасного. С одной стороны, есть прекрасные вещи, а с другой – в отличие от изменчивых и преходящих прекрасных вещей – существует истинно прекрасное, идея прекрасного.

Платон говорит, что каждому классу вещей чувственного мира соответствует некая вечная причина того, что делает вещь именно вещью данного класса, – подлинная сущность вещи, т.е. идея. Идеи образуют целый мир, заключающий в себе идеи эстетических ценностей, моральных ценностей, идеи различных телесных образований, идеи математических фигур и т.д. Эти идеи никем и ничем не порождены, неизменны. Идеи бестелесны. Мир идей – иерархически организованная система. На вершине ее идея блага. Все вещи стремятся достичь блага; вместе с идеей блага – идеи истинности и красоты. Затем в этой иерархии следуют идеи: бытие, покой, движение, тождественность; на следующем уровне – равенство, неравенство, сходство, непохожесть и т.д.

Платон вводит еще один фактор – мировую душу. Она объемлет мир идей и мир вещей, связывает их.

Наконец, Платон вводит понятие бога, демиурга. Демиург с помощью мировой души создает космос. Бог–демиург у Платона – и творец космоса, как гармоничного, соразмерного вещественного мира, и творец живых существ и даже богов.

В философии Платона важное место занимают его взгляды на общество и государство. Главным двигателем поведения людей стали материальные заботы. Первая историческая форма государства – тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев. Но постепенно некоторые люди начинают втайне собирать и хранить золото и серебро, появляется стремление к роскоши. Происходит переход к олигархии – господству богатых над бедными; властвует богатое меньшинство, бедное большинство не участвует в управлении государством. В олигархии конечная цель – богатство. Третья форма государства – демократия – правление народа, большинства. Платон – противник афинской демократии. В демократическом обществе высшим благом считается свобода. Люди перестают считаться с законами. И отсюда – переход к четвертой форме государства – тирании. Тирания – власть одного над всеми. Тиран дает почувствовать народу потребность в вожде.

Всем этим дурным формам политического устройства Платон противопоставляет проект наилучшего государства. Основной принцип идеального государства – справедливость. Как в душе должны гармонично сочетаться три начала: разумное, аффективное и вожделеющее, в государстве совершенного типа три класса его граждан должны составлять гармоническое целое под руководством наиболее разумного класса. В низшем классе – должна преобладать умеренность, во втором – мужество, в высшем – мудрость.