logo search
шпоры по философии

22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.

Схоластика (греч. школа) с 11-15вв. С 11по 12 вв. – ранний период схоластики, с 13- расцвет, 14-15 – упадок схоластики. Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Основная идея схоластики – «рациональное» обоснование религиозных догм логическими методами доказательства. Центральной проблемой был спор об универсалиях, в результате которого схоластики разделились на два направления:

1) Номиналисты утверждали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально не существуют, а возникает после вещей и поэтому является лишь простыми названиями или именами. У этого направления был приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидул. особенностей отдельных людей оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди одушевленные существа, обладающие разумом, то стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом.

2) Реалисты признавали реальное существование только универсалии, единичные вещи рассматривали как несовершенное отражение этих понятий. Средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно среднев. реалистам, универсалии существуют до вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского, познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Противоречивость номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотеля, различавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.

Главные представители схоластики: Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.