logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава V

О ТЕЛЕСНОМ СОСТАВЕ, СУЩЕСТВЕ И СОБСТВЕННОСТИ АНГЕЛА

Здесь возникает вопрос: какое же тело, какой же вид или образ имеет

ангел или каков его облик? Как человек сотворен в образе и подобии

Бога, так равно и ангелы; ибо они братья людей: и люди в воскресении

будут иметь не иной вид и образ, нежели ангелы, как о том

свидетельствует сам царь наш, Христос (Матф. 22, 30). Также и ангелы

никогда не являлись людям на земле в ином образе, нежели в образе

людей.

2. Но так как в воскресении мы должны быть подобны ангелам, то и

ангелы должны иметь тот же облик, что и мы; иначе в воскресении нам

предстояло бы принять на себя иной образ, а это противоречило бы

первому сотворению.

3. Также и Моисей, и Илия явились ученикам Христовым на горе Фавор в

своем виде и образе (Матф. 17), однако они давно уже были на небе; и

Илия был взят на небо живым и, однако, не имел иного образа, нежели

тот, какой был у него на земле (4 Царств 2, 11). Так же, когда

Христос возносился на небо, то два ангела парили в облаках и сказали

ученикам: "Мужи Галилейские, что вы смотрите вверх? Сей Иисус

приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"

(Деян. 1, 11). Ведь это же явно и ясно, что Он снова вернется в

Последний день в том же образе, с Божественным и прославленным

телом, подобно князю святых ангелов, каковыми будут люди.

4. Также показывает дух явно и ясно, что образ ангелов и людей один

и тот же: ибо взамен легионов свергнутого Люцифера Бог создал иного

ангела, из того же места, из которого был создан и где восседал

Люцифер; то был Адам, если бы только он остался в ясности; но у нас

есть еще верная надежда воскресения, когда мы снова получим

ангельскую ясность и чистоту.

5. Ты спросишь теперь: как же сотворены ангелы по образу Божию?

Ответ: во-первых, составленное воедино и сложенное в образ тело их

нераздельно, а также неразрушимо и неосязаемо для рук человеческих,

ибо оно сплочено из Божественных сил, а эти силы так связаны между

собою, что не могут быть разрушены вовеки. Как не может никто или

ничто разрушить все Божество, так не может ничто разрушить и ангела;

ибо каждый ангел составлен воедино и сложен в образ из всех сил

Божиих не плотью и кровью, а Божественною силою.

6. Итак, прежде всего тело, составленное из всех сил Отца, и в этих

силах свет Бога Сына; затем силы Отца и Сына, которые в ангеле

содержатся тварно, порождают восходящего в ангеле разумного духа.

7. Первоначально силы Отца порождают некий свет, через который ангел

видит во всем Отце и может видеть внешнюю силу и действие Божие,

которые вне тела его, и созерцать своих собратьев, а также видеть и

вкушать славные плоды Божий; и в нем его радость.

8. И этот свет вошел первоначально тварным образом в ангельское

тело, из Сына Божия в силах Отца, и он есть собственность тела,

которая ничем не может быть отнята у тела, разве только ангел сам

погасит его, как это сделал Люцифер.

9. Вся сила, какая есть во всем ангеле, порождает этот свет: как Бог

Отец порождает Сына своего, чтобы Он был сердцем Его, так и сила

ангела порождает в себе сына и сердце свое; и оно в свой черед

освещает все силы во всем ангеле. Далее, из всех сил ангела, а также

из света его исходит родник и изливается во всем ангеле: это дух

его, и он восходит во всю вечность, ибо в этом духе все познание и

ведение всех сил и родов, какие суть во всем Боге.

10. Ибо этот дух изливается из всех сил ангела и восходит в ум, где

у него пять отверстых врат, и там он может оглядеться на все, что

есть в Боге и что есть также и в нем. Исходит же он из всех сил

ангела, а также из света ангела, подобно тому как Дух Святой от Отца

и Сына, и наполняет все тело.

11. Теперь заметь великую тайну: как в Боге должно отметить две

вещи, из которых первая есть салит-тер, или Божественные силы,

откуда происходит тело, а другая -- меркурий, звук, или звон, так

бывает это равным образом и в ангеле.

12. Прежде всего есть сила, и в силе -- звук, который в духе восходит

в голову, в ум, подобно тому как в человеке -- в мозг, и в уме он

имеет свои отверстые врата, а в сердце -- свой престол и свое начало,

откуда он изливается из всех сил. Ибо родник всех сил изливается в

сердце, как и у человека; и в голове он имеет свой княжеский

престол, откуда он видит все, что вне его, и слышит все, и вкушает

все, и обоняет все, и осязает все.

13. И теперь, когда он видит и слышит, как восходит Божественный

звук и звон, который вне его, то заражается дух его, и загорается

радостью, и поднимается на своем княжеском престоле, и звенит и поет

весьма радостные слова о святости Бога, о плоде и произрастании

вечной жизни, об изяществе и о цветах вечной радости, о блаженном

зрении Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа; также о

достохвальном братстве и содружестве ангелов, о царстве радости,

пребывающем вечно, о святости Бога, об их княжеском правлении --

словом, обо всех силах и изо всех своих сил; чего я ради печали

поврежденности моей во плоти не могу описать и гораздо охотнее

присутствовал бы сам при этом.

14. Но чего я не могу описать здесь, о том да будет заповедано душе

твоей помыслить; в день воскресения ты увидишь все то ясно и явно:

ты не смеешь насмехаться здесь над моим духом, он не от дикого зверя

произошел, но рожден из силы моей и просвещен Святым Духом.

15. Я пишу здесь не без познания. Если же ты как эпикуреец и

откормленная свинья диаволова по диа-вольскому наущению захочешь

насмехаться над этими вещами и скажешь: глупец не восходил на небо и

ничего не видел и не слышал, все это басни, то по праву и силе

познания моего да будешь ты мною отослан и вызван на строгий суд

Божий.

16. И хотя в теле моем я слишком немощен, чтобы доставить тебя туда,

однако Тот, от кого я получил мое познание, достаточно могуществен,

чтобы ввергнуть тебя даже в бездну ада.

17. Поэтому остерегись и помысли, что и ты также принадлежишь к

ангельским ликам; и прочти с охотою последующую песенку; тогда Дух

Святой пробужден будет в тебе, и ты также получишь желание и охоту к

небесным хороводам, аминь.

18. Скрипач уже натянул свои струны, жених грядет: смотри, чтобы не

иметь тебе адской подагры в ногах, когда начнется хоровод, и не

стать негодным к ангельской пляске и чтобы не выгнали тебя со

свадьбы за то, что нет на тебе ангельской одежды. Поистине заперта

будет за тобою дверь, и ты больше не войдешь внутрь; но будешь

плясать в адском огне вместе с адскими волками: тогда пройдет у тебя

охота насмехаться и раскаяние будет грызть тебя.